УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Мартынова Д.Д. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс информатизации полностью поглощает современный мир. Информация на сегодняшний день представляется главным качеством полноценной жизни человека, общества и государства в целом. Любую сферу деятельности человека сложно представить без информации, она функционирует везде и имеет при этом огромную ценность. Поэтому защита информации является одним из приоритетных направлений политики государства, и каждой отдельной организации.

При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации, в статье представлены основные угрозы информационной безопасности в образовательном учреждении.

С развитием информационных технологий и их повсеместным внедрением, проблемы защиты информации стали еще более актуальны. Все данные теперь хранятся на компьютерах, что раньше, казалось бы, являлось гарантом защиты от различных угроз, то сегодня, использование информации на электронных устройствах представляет не меньшую опасность.

Всеобщая компьютеризация привела к тому, что информация стала более доступной, где каждый человек при наличии определенных знаний и умений имеет возможность получить ту информацию, которая ему необходима, будь она открытой для каждого или являющейся государственной тайной. Все это доказывает, что от степени информационной безопасности объекта в настоящее время зависит очень многое.

Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам: персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы; обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса; защищенная законом интеллектуальная собственность.

Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.

В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит: обеспечение сохранности защищаемых данных; поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц; обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.

Спецификой обеспечения информационной безопасности в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

Информационную безопасность образовательного учреждения рассматривают, как состояние защищенности персональных данных субъектов образовательного процесса, обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, информационных ресурсов, технологий их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть.

Угрозы информационной безопасности могут быть классифицированы по различным признакам:

По природе возникновения (естественные и искусственные)

Естественные – это те угрозы, которые возникли в результате какого-либо природного катаклизма (землетрясения, наводнения и др.); Искусственные – результат деятельности человека.

По степени преднамеренности: Случайные – угрозы, вызванные ошибками или халатностью персонала; Преднамеренные – возникают в результате целенаправленной деятельности злоумышленников.

По аспекту информационной безопасности: угрозы конфиденциальности, угрозы целостности, угрозы доступности. По компонентам, на которые нацелена угроза.

Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.

Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях: нормативно-правовой; морально-этический; административно-организационный; физический; технический.

В Волгоградском ГАУ проводится своя политика информационной безопасности. Безопасность поддерживается на всех уровнях: административном, процедурном, программно-техническом.

Все вышеперечисленные угрозы являются потенциально опасными для любого образовательного учреждения. Наличие интернета в организации уже является угрозой для ее информационной безопасности, и указывает на необходимость построения полноценной системы защиты информации от существующих виртуальных угроз и создании единой политики обеспечения информационной безопасности в образовательном учреждении.

Библиографический список:

1. Информационная безопасность : практикум / С. В. Озёрский, И. В. Попов, М. Е. Рычаго, Н. И. Улендеева. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. - 84 с. - ISBN 978-5-91612-276-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1094244.

2. Партыка, Т. Л. Информационная безопасность : учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 432 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-473-1.

3. Баранова, Е. К. Информационная безопасность и защита информации : учебное пособие / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2022. — 336 с. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.29039/1761-6. - ISBN 978-5-369-01761-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1861657.

4. Клименко, И. С. Информационная безопасность и защита информации: модели и методы управления : монография / И.С. Клименко. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 180 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5d412ff13c0b88.75804464. - ISBN 978-5-16-015149-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1862651.

5. Наскидашвили, К. А. Информационная безопасность. Виды угроз информационной безопасности / К. А. Наскидашвили // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2020. – Т. 1. – № 12. – С. 187-189.

Просмотров работы: 18