Современные геополитические и логистические аспекты изменения роли Малаккского пролива в мировой транспортной системе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современные геополитические и логистические аспекты изменения роли Малаккского пролива в мировой транспортной системе

Шенягин В.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малаккский пролив – это сравнительно небольшой узкий участок Мирового океана, являющийся главной транспортной артерией Юго-Восточной Азии [1]. Географические координаты пролива: 1°26′00″ с.ш. и 102°53′00″ в.д. Площадь Малаккского пролива составляет 198 000 км², его длина – 805 км, ширина – от 65 до 250 км (при наименьшей ширине всего в 2,8 км), а максимальная глубина – 113 м. На сегодняшний день через пролив осуществляется до трети всех мировых морских грузоперевозок [3]. Малаккский пролив является самым оптимальным маршрутом для того, чтобы попасть из Тихого океана в Индийский. Всё это указывает на принципиальную важность Малаккского пролива в условиях современной глобализированной экономики, что делает его объектом первоочередного интереса не только прибрежных региональных государств, таких как Таиланд, Малайзия, Сингапур и Индонезия, но и крупнейших экономически и военно-стратегически развитых держав, среди которых можно выделить КНР, США, Японию и Индию [2].

Китай использует свое экономическое и военное влияние для постепенного увеличения зоны контроля своих интересов в зоне Малаккского пролива. КНР необходим контроль за пространством Южно-Китайского моря, поскольку именно через него транспортируются так необходимые для его растущей экономики углеводороды [1]. Среди факторов, создающих риски для грузоперевозок по Малаккскому проливу можно выделить: опасность геополитического противостояния, постоянное развитие пиратства, а также серьезные экологические проблемы [2].

Геополитические интересы США и Индии также активно проявляются в вопросах, связанных с распределением грузопотоков в зоне Малаккского пролива. Регулирование прохода танкеров и сухогрузов здесь осуществляется в соответствии с международными правовыми документами и сложившейся практикой, при этом изменчивые погодно-климатические условия в зоне Малаккского пролива довольно часто приводят к логистическим проблемам. Именно поэтому принципиально важно регулирование прохождения морских судов через пролив, которое позволит существенно оптимизировать всю мировую транспортную систему. Экономические интересы Индии и Японии в зоне Малаккского пролива заключаются в повышении эффективности перевозки грузов через северный сектор Индийского океана [2].

Геополитическая напряженность в Юго-Восточной Азии с каждым годом нарастает, что является существенным фактором риска для всей мировой транспортной системы. В аспекте геополитического влияния России растущая роль Малаккского пролива в мировом грузообороте определяет ключевую важность этого региона и необходимость постоянного мониторинга комплекса ландшафтно-географических факторов, которые могут повлиять на нарушение логистики в этом регионе. Наиболее эффективным в этом отношении является пространственный анализ, основанный на использовании данных дистанционного зондирования и геоинформационных систем. Российская геополитическая концепция исходит из принципов многополярного мира со множеством центров принятия решений в различных регионах планеты [3], соответственно мониторинг природных и социально-экономических процессов в зоне Малаккского пролива является принципиально важным в современных реалиях и требует постоянного пристального контроля. При проведении уроков географии и истории в общеобразовательной школе необходимо обязательно уделять пристальное внимание актуальным геополитическим и логистическим аспектам изменения роли Малаккского пролива в мировой транспортной системе.

Список литературы:

1. Ли Гуаньцюнь Л.Г. Стратегия «нитки жемчуга» в контексте морской политики КНР // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2011. – №4. – С. 162-174.

2. Новиков К.М. Противостояние в Южно-Китайском море и позиция России // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности: Сборник работ VIII международной студенческой научной конференции (г. Санкт-Петербург, 09-10 октября 2020 г.). – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2020. – С. 283-293.

3. Титович А.М. Тенденции развития региональной безопасности стран Малаккского пролива в контексте Индо-Тихоокеанского региона в 2020-е годы // Administrative Consulting. – 2021. – Т.7. – №1. – С. 39-50.

Просмотров работы: 55