МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО ГЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО ГЕОГРАФИИ

Широкова А.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в российской системе образования происходит коренная модернизация технологий оценки результатов обучения школьников. Это происходит, в том числе, потому, что существенно изменяются тренды социально-экономического развития, которые требуют новых подходов к потенциальным трудовым ресурсам, и ставят принципиально новые задачи перед школой. Все принципы современной образовательной политики государства сформулированы в нормативно-правовых актах: в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [3], Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) [2], примерной основной образовательной программе основного общего образования и других [1]. Достижению результатов обучения, заявленных во ФГОС, способствует, в том числе, проведение ВПР по общеобразовательным предметам, в том числе, по географии. В настоящее время ВПР трактуется как итоговая проверочная работа, проводимая отдельно по каждому школьному предмету (в том числе и по географии), которая даёт оценку качества образования на основе контрольно-измерительных материалов.

Исходя из этого, актуальной является проблема исследования, большинство исследователей отмечают проблемы, которые связаны с результатами проведения ВПР в школах, поэтому возникает необходимость разработки новых педагогических технологий, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Цель исследования: анализ педагогических технологий подготовки школьников к всероссийским проверочным работам по географии для разработки методически обоснованных форм, средств и методов обучения, направленных на повышение качества предметной подготовки обучающихся.

Для достижения цели работы нами было проведено апробационное анкетирование учителей географии Ивановской области со средним педагогическим стажем более 12 лет. Анализ анкет позволил сделать обоснованные выводы о методических аспектах проведения ВПР по географии. В частности, показано, что 57% опрошенных учителей считают, что требуется специальная дополнительная подготовка к ВПР по географии, а оставшиеся 43% ответили, что для подготовки обучающихся достаточно изучения базового курса географии. 71% педагогов уверены, что интегрировать специальную подготовку к ВПР по географии в учебный процесс школы возможно, а 29% считают, что это нерационально, потому что процесс подготовки к ВПР должен быть включён в модули, связанные с прохождением основного материала.

Большая часть опрошенных считает наиболее эффективными для подготовки обучающихся к ВПР по географии такие формы работы как внеклассные занятия (элективные курсы, консультации и др.), онлайн-тренажёры и комбинированные уроки, а вот самостоятельную работу обучающихся большинство педагогов считают малоэффективной. Такие формы работы как подготовительные курсы при высших учебных заведениях, консультации частных репетиторов и проектная деятельность совсем не были выбраны респондентами. Преобладающая часть педагогов считает, что наибольшие затруднения вызывают темы, связанные с мировым хозяйством, а также регионами и странами мира.

Все опрошенные учителя уверены в том, что наиболее методически оправданно проводить ВПР по географии в 8-х классах, 40% из них считают возможным их проведение и в 7-х классах, в то время как более старшие классы педагоги вовсе не были указаны. На вопрос о систематическом использовании опорных схем для подготовки к ВПР по географии педагоги полностью сошлись во мнении о том, что такие схемы влияют на результаты ВПР положительно.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что анкетирование по разработанным нами вопросам позволило выявить основные затруднения обучающихся на ВПР по географии, а также определить эффективные формы оптимизации методической работы педагогов к предметной подготовке школьников. В дальнейшем целесообразно проведение детального анкетирования разных категорий педагогов по теме исследования с использованием GoogleForms и других интерактивных сервисов.

Список литературы

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022// КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435192/767eb7b01656f33e269abd53dbcdbf08d61b273c/#dst100010/ (дата обращения: 22.01.2022).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 31 мая 2021 года №287) / КонсультантПлюс (с изменениями на 18 июля 2022 года) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата обращения: 22.01.2022).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (Ред. От 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=346766-0&req=doc&rnd=fXHAcg&base=LAW&n=422530#J2opdUTG5yitGnwL (дата обращения: 22.01.2022).

Просмотров работы: 48