МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Стрежнев Н.А. 1, Марков Д.С. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
2Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Кафедра истории, географии и экологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из эффективных педагогических технологий является организация проектной деятельности обучающихся, реализованная в форме учебных экскурсий, при этом высоким образовательным потенциалом обладают экскурсии на озера и болота [1]. Учебные географические экскурсии на озерно-болотные ландшафты позволяют эффективно реализовывать метапредметные и личностные результаты обучения, поскольку они являются важным методом воспитания и обучения в рамках внеклассной работы со школьниками. Исходя из этого целью настоящей работы является анализ методических затруднений, возникающих при проведении экскурсий на озерно-болотные ландшафты в условиях реализации основных положений ФГОС. Современные школьники живут в условиях информационного общества, они активно пользуются телекоммуникационными технологиями, могут эффективно знакомится с интересующими их природными объектами посредством просмотра видеороликов, чтением статей, подкастов, образовательных фильмов, картинок, схем, а также виртуальных экскурсий. При этом образовательная практика показывает, что без реального включения школьников в решение проблемных ситуаций реального мира, непосредственно связанных, прежде всего, с экологическими проблемами и оценкой состояния ландшафтов, невозможно на основании одних лишь абстрактных рассуждений представить среду места жизни человека и систему связей и реакций, которая проявляется в окружающей среде [2].

В рамках исследования нами было проведено анкетирование среди учителей географии Ивановской области в аспекте необходимости организации и проведения учебных географических экскурсий на озёрно-болотные ландшафты. Основным методом исследования было анкетирование, проведенное с использованием сервиса GoogleForms и бумажных анкет. Анализ проведенного исследования показал, что все респонденты понимают необходимость использования учебной географической экскурсии, как важного элемента учебной деятельности. Также стоит отметить, что мнения учителей разделились по поводу места экскурсии в системе общего образования. Около 50% опрошенных указывают на «промежуточное» значение экскурсии, при этом 36% считают их значение «важным», «второстепенное» значение отмечено 14% от общего числа респондентов.

Важным результатом исследования стал анализ видов учебных географических экскурсий, использованных в педагогической практике учителями-предметниками. Выявлено, что 86% опрошенных учителей проводят экскурсии на культурные и социально-экономические объекты, 21% проводит изучение гидрологических объектов, таких как реки и родники, и всего лишь 1% – на озёра и болота. Методические затруднения при организации и проведении учебных географических экскурсий в значительной степени связаны с незнанием региональных озёр и болот, с отсутствием современных методических рекомендаций по организации и проведению учебных географических экскурсий, применению и наличию учебного инвентаря, методических пособий и дополнительных материалов по тематике экскурсий. Только незначительное количество педагогов указали на отсутствие методических затруднений. 27% педагогов указали на отсутствие учебного времени на проведение экскурсий на озёрно-болотные ландшафты.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в большей степени учителя-предметники понимают важность проведения учебных географических экскурсий на гидрологические объекты, но часто не придают должного внимания их образовательному потенциалу. Исходя из этого принципиально важно апробировать методически оправданные формы проведения экскурсий на озера и болота.

Список литературы

1. Винокурова Н.Ф, Фадеева Е.А., Асташина Д.А. Географическое краеведение как средство формирования у учащихся эстетического отношения к природе // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №3. – С. 37-40.

2. Грушина Т.П, Кабанов А.М. Применение технологии образовательного туризма в преподавании географии в школе // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 2. – С. 164-167.

Просмотров работы: 15