В современной России прослеживается тенденция возрождения национальной идентичности в типовых образах гражданина страны. В своей статье «Дилемма Русского национализма. «Имперский» и этнический национализм в постсоветской России» Э.Д. Понарин и М.О. Комин показывают, что «вспышки» национализма в РФ напрямую связаны с ощущением внешней угрозы [2]. Подобно тому как древние определяли по одежде людей своего племени, так и сейчас через внешние атрибуты мы стремимся определять «своих» и «чужих» [5].
Яркий всплеск интереса к народному костюму проявился в последнее годы. Закрытие известных люкс и масс-маркет брендов одежды подстегнуло граждан обратить внимание на нишевых российских производителей. В модной индустрии всё чаще наблюдается стилистическое направление «a la russe», что вбирает в себя образы и элементы русской культуры. Но возможно ли ношение «народного» костюма в современной России? Разберём это на примере исторического девичьего костюма города Городец.
Географические особенности расположения Городца, в своё время, позволили ему войти в десятку самых крупных и экономически развитых городов Руси [1]. Волжский торговый путь, на котором расположилась крепость Городец, соединил Россию торговыми отношениями с Персией, Индией и Китаем. Купцы останавливались в крепости, чтобы передохнуть и устроить торг. Так в костюме городецких девушек появляются персидские пуговицы, индийские шелка и китайский жемчуг [3].
Однако на современный образ городецкого костюма повлияло и то, что в 1654 году страна разделилась на православных и старообрядцев. Гонения на эту социальную группу и дальнейшие социокультурные изменения, пришедшиеся на время правления Перта Ⅰ, привели к полной консервации традиций костюма XVII века. В старообрядческой среде развивался особый стиль, который можно охарактеризовать как «богатство в строгости». За внешней аскетичностью образа скрываются дорогие, качественные ткани и элементы отделки [4].
Надев этот костюм невольно выпрямляешь спину, из-за особенностей кроя. На один только косослойный сарафан у мастериц уходит до восьми метров ткани. Тем удивительнее, что самой дорогой частью сарафана являются пуговицы. Эти факторы делают Городецкий косоклинный комплекс вещью далёкой от повседневности, а это в свою очередь лишает его возможности «войти в моду». В результате исследования показано, что «народное» требует радикального переосмысления обществом и, пока мы лишь реконструируем прошлое, оно не станет настоящим.
Список литературы:
Нижегородский край в истории России (памяти профессора Н.Ф. Филатова): Материалы V научной конференции 28 апреля 2016 года, Нижний Новгород, 28 апреля 2016 года. – Нижний Новгород: ЮНИКОПИ, 2020. – 126 с. – ISBN 978-5-6043156-9-9.
Понарин, Э.Д. Дилемма русского национализма("Имперский" и этнический национализм в постсоветской России) / Э.Д. Понарин, М.О. Комин // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). – 2016. – № 4(83). – С. 82-93.
Филатов, Н.Ф. Городец на Волге ХII-ХIХ веков / Н.Ф. Филатов ; Н.Ф. Филатов. – Нижний Новгород : Деком, 2005. – ISBN 5-89533-142-4.
Фурсова, Е.Ф. Сибирские старообрядцы: история в костюмах / Е.Ф. Фурсова // Наука из первых рук. – 2009. – № 3(27). – С. 84-91.
Шадрина, А.В. Создание и история костюма в истории культуры / А.В. Шадрина // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18 марта 2015 года. – Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. – С. 166-169.