"МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ" КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

"МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ" КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мищихина Я.М. 1, Марков Д.С. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
2Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Кафедра истории, географии и экологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пространственные представления являются традиционным объектом изучения в общественных и психолого-педагогических науках. Особое место среди множества инструментов для анализа и восприятия образов пространства занимают «ментальные карты» (от англ. «mental maps» или «mind maps» – «карты мыслей» или «логические карты») [1]. Сегодня этот инструмент активно используется во разных сферах человеческой жизни, а само понятие является ключевым в ряде наук, в частности, в психологии – это способ визуального структурирования, запоминания и объяснения сложных вещей; в педагогике – отображение на бумаге способа размышления и запоминания; в маркетинге – своеобразная блок-схема, позволяющая обобщить информацию таким образом, чтобы достаточно быстро и полно усвоить её и т.п. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «ментальные карты» – это метод визуализации мышления, сбора информации, её анализа, запоминания, репрезентации и решения задач.

В общеобразовательных школах на уроках истории и географии используются различные виды картографических изображений, в том числе и «ментальные карты» [1]. Например, ментальную карту города или страны можно использовать для изучения географического положения местности, а историческую ментальную карту – для записи исторических событий в формате сторителлинга. Помимо ментальных карт для развития пространственного мышления применяются анаморфозы карты, созданные путем преобразования классической карты на основании разницы в масштабах. Повышение интереса педагогов к использованию анаморфоз во многом связано с развитием современных геоинформационных систем. Использовать ментальные карты и анаморфозы в процессе обучения необходимо, поскольку на них школьники фиксируют свои представления об окружающем их пространстве в простой, доступной и природосообразной форме, а это существенно повышает качество обучения. Кроме того, в условиях необходимости реализации базовых положений ФГОС, основанных на системно-деятельностном подходе [2], методика использования ментальных карт является одной из наиболее педагогически эффективных.

Таким образом, ментальные карты – это инновационный педагогический инструмент, который способствуют повышению качества образовательного процесса. Они интуитивно понятны школьникам, а в условиях современной жизни им неизбежно постоянно придётся сталкиваться с различными видами ментальных карт. Данный метод повышает уровень функциональной грамотности учащихся, поэтому для реализации требований ФГОС (2021) использование ментальных карт в процессе обучения школьников общественным наукам является принципиально важным.

Список литературы

1. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 31 мая 2021 года №287) / КонсультантПлюс (с изменениями на 18 июля 2022 года) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 28.02.2022).

Просмотров работы: 26