Данная статья открывает новый цикл статьей и исследовательских работ, которые будут посвящены в целом вопросам психолого – педагогического сопровождения детей с различными расстройствами эмоционально волевой сферы. Данный материал связан неразрывно с моей практической деятельностью и все формирующие проблемные тематические вопросы имеют не только теоретический характер, но и выражаются в практическом аспекте.
В этой работе я попробую раскрыть и систематизировать полученные знания относительно работы педагогов с детьми с СДВГ.
В каждом ребенке без особого труда возможно увидеть индивидуальные черты характера, склонности в поведении. Обычно это укладывается в стандарты нормотипичного ребенка. Поведение же ребёнка синдромом дефицита внимания и гиперактивности выходит за рамки представлений о норме.
Процент детей и подростков с признаками СДВГ увеличивается из года в год, и тем не менее не все педагоги готовы к результативному взаимодействия с ребенком с особыми потребностями по здоровью, социализации и школьной успешности. Учителя ( в том числе и родители) детей с синдромом с первых лет обучения такого ребенка в школе отмечают, что ему дается с трудом чтение (дислексия). Такой ученик становится проблемой для школы. Главная задача учителя – это понимание, какие конкретно трудности возникают у ребенка при обучении. Так же возникают подозрения о пониженной способности к обучению, где применимые к нормотипичным детям меры воспитания учителей не приносят ожидаемых результатов.
Несколько слов хотелось бы сказать как чувствует себя ребенок с СДВГ в процессе обучения вне зависимости от места получения информации (школа, дом, дополнительные кружки и секции). У ребенка, имеющего СДВГ, отчетливо проявляется неспособность удерживать в фокусе внимания информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Ребенок старается, но не может сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание; его постоянно что-то отвлекает. Заставить его «преодолеть себя» - невозможно. Ребёнок находиться вне сферы ежедневного монотонного ритуала обучения в школе, его влечет к другим занятиям. При этой всей неспособности к обучению , учителя, встречаясь с проблемами «тяжелых» детей, иногда подбирают не совсем верный авторитарный стиль общения с таким ребёнком. У ребят теряется доверие к педагогу, отношения ним переходят на уровень формального (холодного) общения. Это приводит к снижению мотивации участия в школьной жизни. И наоборот, внимательное, участливое отношение учителя (воспитателя) к ребёнку с СДВГ не только увеличивает желание достигнуть каких-либо успехов в учёбе, но и появляется стремление установить хорошие отношения с одноклассниками (одногруппниками) и проявляется, наконец-то, интерес к учебному процессу.
Отношение ребёнка к учёбе, к приобретению знаний и культурных навыков во многом зависит от школьного учителя. Ни школа, в которой учится ребёнок, ни место, где расположена школа, ни ее репутация и даже не число учеников в классе, а только учитель, готовый приложить большие усилия, знания, понимающий проблемы СДВГ, способен сделать годы учёбы счастливыми для ребенка и помочь ему добиться успехов. Поверхностная информация о СДВГ не позволяет педагогу представить судьбу ребенка с данного вида расстройством.
Учителю очень важно наладить хорошие отношения с родителями, стремиться к взаимопониманию с ними. Не надо предъявлять друг другу обвинения – это непродуктивно, и положение ребёнка в школе от этого только ухудшится. Педагог и родители должны поддерживать связь со школьным психологом, и сам учитель – через родителей – с детским психиатром или неврологом. Такое единство педагогов, родителей, психологов и врачей, их согласованные шаги окажут ребёнку значительную помощь.
Переходя от теоретических вопросов к практическим рекомендациям хотелось бы отметить, что школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, что бы помочь детям справиться с трудностями в обучении : сюда можно соотнести изменение окружения, создание положительной мотивации на успех, проведение коррекционной работы над негативными формами поведения, а так же регулирование ожиданий.
Перспективными ожиданиями от прочтения моей работы является возникновение мотивации у педагогов к взаимодействию с детьми со «страшным и неуправляемым» диагнозом СДВГ. И на последок, хотелось бы оставить читателя с мыслью о том, что СДВГ – нельзя исправить или убрать полностью, но с такими детьми можно вполне сотрудничать и помогать раскрываться многогранной неповторимой личности, отправляя в самостоятельный , трудный, но интересный путь под названием жизнь.
Список литературы:
1. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей / А. Максимова - \Ростов н/Д. Феникс, 2006. – 224 с.
2. Нодельсон, С.Е. СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь. – Самара: Издательский Дом «Бахрах – М», 2021. – 200 с.
3. Староверова, М.С., Кузнецова О.И Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2020.- 143 с . – (Пособие для психологов и педагогов).