ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ-ТРЕНАЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ-ТРЕНАЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Коленков Б.Д. 1
1ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы наблюдается растущий интерес к использованию обучающих программ-тренажеров в обучении программированию. Это связано с тем, что такие программы могут значительно упростить процесс обучения, помочь студентам лучше понимать материал и повысить их мотивацию.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются преподаватели при обучении программированию, является нехватка времени на индивидуальное общение со студентами. В результате многие студенты остаются без должного внимания и поддержки, что может привести к низкому уровню понимания материала и отсутствию мотивации для дальнейшего обучения.

Обучающие программы-тренажеры позволяют решить эту проблему, предоставляя студентам возможность получать индивидуальную помощь и обратную связь в любое время. Такие программы могут содержать различные упражнения и задания, которые помогают студентам лучше понимать основы программирования и развивать свои навыки.

По оценке ряда специалистов, ситуация, сложившаяся вокруг преподавания программирования, является проблемной. «Нынешнее положение курса алгоритмизации и программирования можно назвать незавидным. Тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения явно прослеживается не только в периодически публикуемых программах различных авторов, но и в отдельных инструктивно-методических документах». Обратим внимание и на содержательный аспект. В настоящее время существуют три наиболее распространенных подхода к преподаванию программирования: – преподавание программирования как теоретической дисциплины без привязки к конкретным языкам и системам; – преподавание на основе специально разработанного языка, ориентированного на обучение основным навыкам программирования; – изучение одного или нескольких языков программирования, широко используемых при решении научных и хозяйственных задач (такие языки можно назвать стандартными). При этом необязательно вдаваться в глубины языка. Наибольшее внимание следует уделить переходу от алгоритмических структур к их программной реализации на языке программирования .

При этом все же следует как можно больше внимания уделять именно самим алгоритмам, в этом случае в будущем будет легче перейти с одного языка программирования на другой. Учитывая приведенные выше факторы, представляется актуальной задача совершенствования методики преподавания программирования в высших учебных заведениях. Одной из возможностей повышения качества усвоения материала является использование программ-тренажеров. Их использование позволит значительно сократить время изучения и закрепления нового материала, тем самым ускорить процесс обучения. Студенты смогут наглядно разобрать алгоритм столько раз, сколько им потребуется для понимания материала, при этом тренажер может использоваться как на занятиях, так и самостоятельно учащимися. Важную роль в методике обучения программированию следует отводить самостоятельной работе, так как только самостоятельная разработка алгоритмов и программ должным образом способствует развитию алгоритмического мышления и закреплению необходимых навыков. Тренажер должен наглядно демонстрировать процесс работы изучаемых алгоритмов.

Важным моментом является возможность размещения тренажеров на web страницах. Данная технология позволяет обеспечить общедоступность создаваемых средств. Технологически это приводит к необходимости реализации тренажеров в виде web-приложений, то есть наборов скриптов, выполняющихся либо на стороне сервера, либо на стороне клиента. Программы тренажеры, являющиеся web-приложениями и демонстрирующие процесс работы алгоритмов, назовем web-визуализаторами. Студент должен уметь использовать простые и составные типы данных: целочисленные, вещественные, символьные, массивы, записи.

Одним из примеров таких программ является Codecademy - онлайн-платформа, которая предоставляет бесплатные курсы по различным языкам программирования. Каждый курс состоит из серии упражнений и заданий, которые помогают студентам лучше понимать основы языка программирования и развивать свои навыки.

Кроме того, обучающие программы-тренажеры могут быть использованы для создания интерактивных уроков и лекций. Такие уроки могут содержать видеоуроки, графики и другие материалы, которые помогают студентам лучше понимать тему и запоминать информацию.

Достоинства тренажеров:

1. Индивидуальный подход: обучающие программы-тренажеры позволяют студентам получать индивидуальную помощь и обратную связь в любое время, что помогает им лучше понимать материал и развивать свои навыки.

2. Эффективность: использование обучающих программ-тренажеров может значительно упростить процесс обучения и повысить мотивацию студентов.

3. Доступность: такие программы доступны в любое время и из любой точки мира, что позволяет студентам учиться в удобном для них режиме.

4. Интерактивность: обучающие программы-тренажеры могут содержать различные упражнения и задания, которые помогают студентам лучше понимать основы программирования и развивать свои навыки.

5. Экономия времени: использование таких программ позволяет преподавателям сэкономить время на индивидуальном общении со студентами.

Недостатки тренажеров:

1. Ограниченность материала: обучающие программы-тренажеры могут охватывать только определенный объем материала, что не всегда достаточно для полноценного обучения.

2. Отсутствие живого общения: использование таких программ не позволяет студентам общаться с преподавателями и другими студентами в режиме реального времени.

3. Ограниченность вариативности: некоторые студенты могут склоняться к использованию только одной программы-тренажера, что может ограничить их вариативность в обучении.

4. Необходимость самостоятельной работы: использование обучающих программ-тренажеров требует от студентов большей самостоятельности и ответственности за процесс обучения.

5. Ограниченность возможностей: некоторые программы-тренажеры могут быть ограничены в своих возможностях и не покрывать все аспекты программирования.

Заключение

Таким образом, использование обучающих программ-тренажеров в обучении программированию имеет множество преимуществ. Они помогают студентам лучше понимать материал, развивать свои навыки и повышать мотивацию для дальнейшего обучения. Кроме того, такие программы могут значительно упростить процесс обучения и помочь преподавателям более эффективно работать со своими студентами.

Список литературы:

Tproger — новости из мира IT, образовательные статьи и переводы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tproger.ru/translations/frontend-backend-interaction/ (дата обращения: 14.03.23)

WaytoStart — Блог веб-студии WayToStart [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://waytostart.ru/blog/10-priznakov-ustarevshego-sajta/ (дата обращения: 14.03.23)

Reimax — Блог веб-студии Reimax [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reimax.ru/blog/rol-veb-dizayna-v-sozdanii-saytov/ (дата обращения: 14.03.23)

Просмотров работы: 41