Формирование положительного отношения к природе через художественно — эстетическое развитие дошкольников - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Формирование положительного отношения к природе через художественно — эстетическое развитие дошкольников

Ли Жонань 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях особую значимость приобретает проблема формирования у детей экологически грамотного отношения к миру природыположительного восприятия объектов и явлений природы и формирования эстетического отношения к ней. Это обусловлено прежде всего тем, что в течение последних десятилетий выделяется тенденция господства прагматического отношения к природе как к объекту получения материальных благ, а нам необходимо переломить ситуацию в сторону формирования ценностного отношения человека к природе.

Дошкольный возраст - это период, когда человек делает первые шаги по достаточно сложной дороге постижения всех таинств окружающего мира. Взаимодействуя с предметами, объектами мира природы, малыш учится видеть прекрасное и безобразное, учится понимать и ценить добро и противостоять злу; у ребенка развиваются чувства, эмоции, что имеет огромное значение для воспитания у него ценностного отношения к «дому природы» т. е. ко всему тому, что его окружает.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам (животных и растений, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит «цепная реакция»;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить «дом природы» т. е. окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием природы;

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Следует научить детей видеть индивидуальную неповторимость, уникальность каждого живого существа – каждое растение, животное живет только раз, восстановить живой организм нельзя. Красота природы должна быть ведущим мотивом в положительном отношении к ней. В развитии ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста, значительно возрастает роль информации взрослых об эстетической ценности объектов природы, их значении в жизни человека.

Неверно было бы думать, что частое общение с природой само по себе развивает эстетическое отношение к ней. Дело не в простом увеличении количества новых эстетических впечатлений, а в умении максимально использовать их для воспитания чувства прекрасного, развития эстетических переживаний, влияющих на нравственный мир ребенка, развивается умение понимать и ценить красоту и богатства родной природы.

Следовательно, основной задачей педагогов и родителей является создание условий, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей, и которая, в свою очередь, имеет огромное значение для регуляции правильного поведения в окружающей среде. То, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Реализовать данную задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми дошкольного возраста. Одним из них является метод наблюдение. В процессе наблюдения за миром природы ребенок учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. На прогулке большое внимание уделяется общению детей с природой : с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Во время прогулок и экскурсий дети знакомятся с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п.

Здесь же организуется и другая разнообразная деятельность игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями. У дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, а также в целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, в процессе которого создается что – то красивое, необычное.

Но, этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, в процессе непосредственно – образовательной деятельности в детских садах дошкольников чаще всего знакомят лишь со стандартным набором изобразительным материалом и традиционными способами передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствами материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В этот творческий процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.

Вот только некоторые из способов нетрадиционного рисования используемые в нашем дошкольном учреждении.

Печать листьев.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев и кустарников, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, и кладут на бумагу, получается цветной отпечаток растения.

Рисование пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа разными способами (кончиками – подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Данный прием позволяет детям почувствовать изобразительный материал и его свойства.

Рисование методом тычка.

Для рисования методом тычка необходимо взять ватную палочку и обмакивая ее в краску вести по готовому контору рисунка, а затем заполнить и внутри рисунка, изображаемый объект получается интересной, неоднородной фактуры.

Пластилинография - принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением объектов с помощью пластилина, создавая изображение по замыслу либо имея контур предмета «закрасить» его с помощью пластилина размазывая его пальцем не выходя заграницы рисунка.

Оттиск поролоном –ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, получается имитация фактурности пушистой поверхности.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти техники дополнят художественный образсоздаваемый с помощью более сложных техник: кляксография, монотипия, рисование нитью и т. д.

Умения видеть красоту природы, радоваться ей воспитывает эмоционально положительное отношение на основе эстетического восприятия, вызывающее добрые чувства и побуждающее детей бережно относится к живым существам.

Таким образом, используемые в практической деятельности формы и методы экологического образования и изобразительной деятельности можно рассматривать как единую систему по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе через художественно - эстетического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.

2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.

3. Пономарева Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников. Монография. [Текст] / Под ред. З. И. Тюмасевой. – СПб. : МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183с.

4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] – М. : Издательский центр «Академия», 2006 – 208 с.

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. [Текст] – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 112с.

6. Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования. [Текст] / под ред. Вагнер И. В. – М., 2008. – 121 с.

Просмотров работы: 49