ГОСТЕПРИИМСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНЦЕВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ГОСТЕПРИИМСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНЦЕВ

Дениева М.Р. 1
1Чеченский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно чеченскому этноэтикету, как гость переступал порог дома хозяина и до самого его отбытия он становился центром заботы всех членов семьи, а нередко всей родни и близких соседей. В честь гостя чеченцы резали барана, индейку, готовили другие продукты, но незаметно для гостя.

Традиции, связанные с гостеприимства среди кавказских народов, в том числе и чеченского, привлекают к себе пристальное внимание. Чеченский народ имеет целый комплекс этикетных норм и установок, обуславливающих проявление гостеприимства, являющегося яркой и особенной чертой культуры поведения чеченцев.

В правилах гостеприимства чеченцы раскрывают свою любовь и интерес к людям, стремление к духовному общению, что во многом является выражением души народа[1,с.58].

Известный ученый-историк, кавказоведГарданов В.К. так описывает традиции гостеприимства «...путник может проехать всю страну насквозь без копейки денег и нигде его не задержат, и в каждом дворе, куда ни зайдет, он найдет кров, постель, еду для себя, стойло и корм для своей лошади…»[2,с.35].

«В прошлом, у чеченцев для гостя выделялась отдельная комната - «кунацкая». Те же, кто мог себе позволить, строили отдельный дом для гостей. Там никто не жил, даже детям было запрещено играть и заниматься в этой комнате, эта комната всегда была убранной, с коврами и чистой постелью. Как правило, чеченец до самой глубокой ночи не выключал свет и не запирал ворота, чтобы гость, не дай Бог, не прошёл мимо его дома» [3].

Для хозяина неизменным правилом всегда было встретить гостя, выйдя к нему из дома. Хозяин обращался к гостю с приветствием и пожатием руки, привязывал его лошадь. Отведя посетителя в помещение для гостей, хозяин по правилам гостеприимства на пороге этой комнаты принимал от него оружие, и с этой момента становился полностью ответственным за безопасность и комфорт гостя.

Как предписывали вековые правила кавказского гостеприимства, оно касалось всех, кто с миром приходил в дом чеченца, или даже просто ступал на землю, которой тот владеет. Если приезд гостя не был особенным секретом, его посещали соседи, жители села. Когда приезжали именитые гости, приглашались народные певцы для развлечения гостей.

Этноэтикет чеченцев содержал множество гостеприимных правил и предписаний, а младшее поколение всегда принимало участие в заботе о госте[4]. Разместить гостей по чеченскому этикету гостеприимства - дело непростое. Узнав, кто является старшим из гостей, его приглашали сесть на самое почетное место. При рассадке строго учитываетсяпринцип «старший - младший», но гость в этом случае имеет преимущество. Гостей рассаживали вперемешку с хозяевами. Это было важно - так гости были окружены вниманием хозяев.

Согласно правилам гостеприимства, в честь гостя резали барана, даже если в доме хватало мяса. По этикету, хозяйка, поприветствовав гостя с приездом, шла готовить ужин.

Забота о госте, о его обслуживании всегда по правилам этноэтикета лежала на хозяине посещенного гостем дома. Приходили близкие люди, чтобы поприветствовать гостя и узнать новости. Но обычно это делали, когда они были уверены, что гость получит удовольствие от посещения и никому не разрешалось беспокоить гостя вопросами и разговорами. Хозяин должен был обслуживать гостей. Порой эту обязанность позволялось разделить также сыновьям или юношам из числа родни: молодые люди прислуживали за столом гостям и старшим. Они должны были знать чеченский этикет достаточно хорошо, находится рядом с гостями и не быть пристрастными к алкоголю[5,с. 216]. Кто-то из молодых людей все время следил за состоянием стола, наливая в стаканы и предлагая гостям, что нужно попробовать, периодически приводя стол в порядок. Другие юноши, обслуживающие компанию, заботились о том, чтобы на стол вовремя ставили горячие блюда, а холодные уносили. После окончания застолья, устроенного в честь гостя, юноши, обеспечивавшие комфортное протекание трапезы, обязательно удостаивались похвал за хорошее воспитание и правильное поведение, за то, что поддержали хорошую репутацию семьи и дома.

«Чеченское приличие требует непременно оставаться на своем месте, пока не поедят все». Во избежание чувства неловкости у гостя ни хозяин, ни другие члены семьи и знакомые, пришедшие пообщаться с гостем и разделить с ним трапезу, не вставали из-за стола, пока гость не насытится [6].

По традиции, когда появлялся новый человек, необходимо было выказывать ему должное уважение - иначе считалось, что он будет оскорблен.У чеченцев когда входил один из молодых людей, пожилой не должен вставать. Но если гость вставал при появлении молодого человека, то и старейшины поднимались со своих мест - не столько в знак уважения к пришедшему молодому человеку, а потому, что хозяева не должны сидеть, когда гость стоит.

Имеются интересные свидетельства А.Л. Зиссермана, царского чиновника, долгое время служившего на границе во время Кавказской войны. Он изучал куначеские обычаи чеченцев. По воспоминаниям А.Зиссермана «...чеченцы устроили вечеринку в его честь. Хозяин дома вышел встретить гостя за несколько километров до чеченского села. Бедность жителей деревни была очевидна, но для гостя заготовили целого барана и развлекали песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, состязаниями по стрельбе. Девушки в песнях восхваляли гостя[6].

Трапеза у чеченцев начиналась и заканчивалась церемонией мытья рук, которая была одним из традиционных элементов церемонии гостеприимства. Большое значение уделялось тому, кто какое место должен занимать за столом, кто с кем должен сидеть.

По традиции обед застолье было неспешным, прием пищи должен был производиться правой рукой, поскольку правая рука - «ритуально чистая», и поэтому ею можно касаться еды. Не следовало рассматривать сидящих за столом, громко говорить, когда они ели, и говорить с полным ртом, шуметь со столовыми приборами, говорить на темы, которые были бы неприятны для присутствующих, особенно если за столом гости. Воду, чай нужно было пить маленькими глотками, не издавая звуков, стараясь не пролить капель. Алкоголь по традиции не употреблялся. Закончив трапезу, гость, по правилам этикета, не должен был немедленно уходить из дома, это считалось неприличным. Как предписывали традиционные нормы гостеприимного этноэтикета чеченцев в, гость мог оставаться в доме столько времени, сколько ему было угодно. В момент отъезда его выходили проводить все члены семьи. Юноши помогали держать стремя при посадке в седло, если гость приезжал на коне.

По чеченским правилам гостеприимства, если человек хотя бы раз был гостем чеченца, он считался другом дома и семьи.

Важнейшим долгом чеченца по отношению к гостю всегда была охрана его жизни, защита чести, достоинства и принадлежащего ему имущества, который он должен выполнить даже в том случае, если это составляет угрозу жизни хозяина. Даже если гость злоупотребил своими неограниченными правами, позволил себе слишком много, к этому относились с предельной снисходительностью и деликатностью. В то же время не принято расспрашивать гостя, откуда он, куда он едет, каковы цели его поездки и т. д. Такой поворот разговора считался неуместным любопытством.

Об особой роли традиции гостеприимства свидетельствуют также нормы отношений к тем, кого осуждает общество: блудникам, лжецам, клятвопреступникам, вырубщикам плодоносящих деревьев. Самой суровой формой общественного порицания было изгнание из общины и лишение поддержки от своего тейпа («род, племя»). Такой человек лишался прав на все. Единственное право, которым он по-прежнему мог пользоваться, было право на гостеприимство[8,с 40]. Но он не получал почестей, какими другие гости бывали награждены. Хозяин не сидел за одним столом с ним, соседи или родственники не приходили в его честь[9,с.264].

Любой тейп дорожил своей репутацией, поэтому тот, кто бросал тень на нее, неизбежно нес наказание. Члену тейпа было невыгодно нарушать общепринятые моральные нормы, поскольку в этом случае он был лишен защиты и поддержки со стороны тейпа, что обрекло его на трудное существование в суровых условиях времени. Возможно, это в какой-то степени объясняет силу и стабильность национальных традиций и этикета, которые, возникнув в далеком прошлом, стали неотъемлемой частью духовной культуры чеченцев.

Таким образом, этноэтикет чеченцев содержал множество гостеприимных правил и предписаний, а младшее поколение всегда принимало участие в заботе о госте. Гостеприимство у чеченцев всегда обращено было к людям любой национальности и конфессиональной принадлежности.

Список использованных источников и литературы:

Саракаева А.Х. Традициии и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения. – Грозный, 2013. – С. 58.

Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVIII - пер. пол. XIX в.// СЭ, № 1, 1964.С. 34-59. 

Альбукаева А.М., Абдулаева Э.С.Традиции гостеприимства и застолья у чеченцев и ингушейhttps://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-gostepriimstva-i-zastolya-u-chechentsev-i-ingushey (дата обраения 09.03.2023)

Этногенез и этническая история народов Кавказа. Сборник материалов I Международного нахского научного конгресса (г. Грозный. 11–12 сентября 2018 г.). // Под редакцией Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2018. – С. 1072.

Этногенез и этническая история народов Кавказа / под ред. Ш.А. Гапурова. – Грозный: Грозненский рабочий, 2018. – С. 543.

Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа (правила вежливости у чеченцев). - СПб, 1845.

Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). - СПб., 1879.

Мамакаев М. Чеченский тайп в период его разложения». Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1973. С 40.

Берсанова З.Х.-А. Этноэтикет как важная часть духовной культуры чеченцев // Этногенез и этническая история народов Кавказа. Сборник материалов I международного нахского научного конгресса (г. Грозный. 11–12 сентября 2018 г.). // Под редакцией Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2018. – С. 262-266.

Просмотров работы: 138