Участие чеченцев в русско-турецкой войне 1877–1878 - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Участие чеченцев в русско-турецкой войне 1877–1878

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глубокое исследование истории русско-турецкой войны 1877—1878 годов невозможно без изучения роли народов Кавказа в этой войне, внёсших свой вклад в дело разгрома врага. Однако вопрос об участии в войне 1877-1878 гг. представителей чеченского народа не нашел своего освещения и в дореволюционной и в советской историографии.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов была крупнейшим международным событием второй половины XIX века. Она была вызвана обострением противоречий между великими державами на Ближнем Востоке, с одной стороны, и подъемом национально-освободительного движения на Балканском полуострове — с другой. Война 1877—1878 годов вызвала большой патриотический подъем среди народов России, в частности среди народов Кавказа. В составе действующей русской армии находились азербайджанцы, армяне, осетины, ингуши, чеченцы, кабардинцы, аварцы, кумыки и представители других народов Кавказа. В период войны народы Кавказа оказали русской армии также большую экономическую помощь. Население снабжало войска продовольствием, фуражом, перевозочными средствами и т. д.

В ноябре 1876 года особой комиссией был рассмотрен круг вопросов по формированию иррегулярных частей из северокавказских народов. Ставился вопрос о численном составе, комплектовании, снаряжение, продовольствие и др.

Были созданы Ахалцихский конно-иррегулярный полк, Чеченский конно-иррегулярный полк, Терско-Горский конно-иррегулярный полк, 2-й, 3-й и 4-й Дагестанские полки, Тифлисский дворянский конный дивизион и др. Формирование Терскогорского полка шло в обстановке общего патриотического подъема о чем свидетельствует и тот факт, что выборные обратились к представителям высшей администрации Терского округа с заявлением о желании пойти служить [1,c.31].

По особому ходатайству командующего Терским округом им разрешили вступить на службу в Терско-Горский полк. В состав полка были зачислены ротмистр Николай Алыдиев, подпоручик Генордуко Есенов, подпоручики Маги Наурузов и Ганн Джимиев, прапорщики Александр Дзугаев и Темурко Боров и др. В дальнейшем, в ходе боевых действий, они проявили свою храбрость. Как отмечал В. В. Крестовский, «между горскими добровольцами стоят в рядах и отцы с сыновьями, и дяди с племянниками, и по нескольку родных братьев. Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка прекрасно знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена, с почетными боевыми шрамами на лице и на теле; есть между ними и люди с отрубленными в бою пальцами и всё-таки служат по доброй воле и снова рвутся в бой» [2, c.28-29].

Терско-Горский иррегулярный полк был окончательно сформирован к 25 ноября 1876 года. Каждый дивизион имел свое знамя. Сотня состояла из сотенного командира и офицеров, 120 всадников, двух юнкеров, четырех урядников и одного трубача. Каждая сотня имела свой особый значок, служащий для них как бы сотенным знаменем. Личному составу полка были отпущены деньги на приобретение сапог, так как «азиатские» сапоги, которые носили горцы, были неудобны в зимнее время. В период военных действий офицеры и всадники полка получали от казны жалованье и фураж.

Много добровольцев было из Терской области. Осетины, кабардинцы, ингуши и чеченцы обращались к начальнику области с просьбой о зачислении их на службу в действующие войска. Командующий Отдельным Кавказским корпусом Лорис Меликов дал указание о том, чтобы «добровольцам не препятствовали поступать на службу, пополняя ими убыль в действующей армии, и при излишке образовать из них особую милиционную часть» [3, c.23].

Чтобы правильно оценить этот факт, следует иметь в виду, что Турция добивалась ослабления России при содействии кавказских горцев. Поэтому еще задолго до начала войны Турция всячески пыталась настроить их против России, засылала к ним тайных эмиссаров. Восстание горцев должно было отвлечь внимание России от Балканского полуострова и Средней Азин. Турецкие агенты на Кавказе организовали тайные собрания в аулах и призывали помочь Турции в приближающейся войне. Турецкие прокламации «секретным образом были зачитаны аульными муллами в мечетях для воззвания к восстанию против России» [4, c.220].

Несмотря на то, что некоторая часть горцев Кавказа поддалась воздействию турецкой агитации, подавляющая их масса осталась на стороне России. 15 января 1877 года сформировался Чеченский конно-иррегулярный полк, состоявший из трехсот чеченцев Грозненского округа, сотни чеченцев-ауховцев и сотни из представителей Аргунского и Веденского округов. Каждый доброволец явился в собственной черкеске, бурке, с собственным оружием. Так, в Чеченский конно-иррегулярный полк были зачислены ротмистр Умалат Лаудаев, поручик Адиль Алхазов, корнет Барахан Таймазов, подпоручики Хату Мамаев и Булат Яндаров, прапорщик Адильгирей Менгильбаев и др. Унтер-офицерский состав Чеченского полка был из Сунженского казачьего полка. Командиром Чеченского полка был назначен генерал, участник Крымской войны 1853—1856 годов Арцу Чермоев. Умалат Лаудаев стал первым чеченским историком и этнографом. Отрывки из его работы, посвященной этнографии чеченцев, были опубликованы в 1872 году в «Сборнике сведений о кавказских горцах» [5].

Умалат Лаудаев воспитывался во 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1853 году, в годы Крымской войны был прикомандирован к одному из казачьих полков, за свою храбрость награжден боевыми русскими орденами, в том числе орденом св. Анны 3-й степени. Из всех иррегулярных частей только осетинский и ингушский дивизионы были отправлены на Балканский театр войны, в Дунайскую армию. Остальные части — Чеченский, Кабардино-Кумыкский, Ахалцихский, Кутаисский, Александропольский, Дагестанские и другие конно-иррегулярные полки, сотни, дивизионы отправились на Кавказский фронт.

12 апреля 1877 года последовало объявление войны Турции и русская армия вступила в Румынию. Переправа через Дунай прошла успешно [6, c.107]. В результате ожесточенных боев турецкие войска отступили и вынуждены были отказаться от дальнейших наступательных операций. Успеху русской армии на Балканах способствовали победы, одержанные на Кавказском фронте (взятие Аладжи, Ардагана, Карса и др.).

Одной из крупных операций русских войск была Аладжинская операция, в результате которой турецкая армия понесла тяжелые потери. Чеченский полк принял участие в боях у Зивина, в блокаде Карса и других операциях. 6 августа 1877 года у Субботана отряду в составе чеченского конно-иррегулярного полка, двух сотен конных охотников и других подразделений было приказано атаковать турецкий лагерь. Конники успешно выполнили приказ. Впоследствии Чеченский конно-иррегулярный полк сопровождал турецких военнопленных в город Владикавказ, где и был расформирован. За храбрость, проявленную в боевых действиях, многие чеченцы и ингуши были награждены боевыми орденами и медалями[7, c.17].

Список использованных источников и литературы:

Крестовский В. Двадцать месяцев в действующей армии. 1877—1878 гг. Т. 1—2. СПб., 1878. – С. 31

Крестовский В. Двадцать месяцев…– С. 28-29.

Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877— 1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Вып. 1 СПб , 1903.- С. 23.

Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877— 1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Вып. 1 СПб , 1903.- С. 220.

Умалат Лаудаев. Чеченское племя. — ССКГ, вып. 6. Тифлис, 1872.

Фортунатов П. К. Война 1877— 1878 гг. и освобождение Болгарии. М., 1950. С. 107.

Майсигов Д.С., Мурзабеков Г.А. Чеченский полк «Дикой дивизии» //. - Назрань: Пилигрим, 2019. –С.17

Просмотров работы: 71