Одной из самобытных чеченских бытовых традиций является «белхи» − обычай взаимопомощи (от «болх», что значит «работа»). Этот обычай, связанный с такими благодатными проявлениями, как трудолюбие, душевная щедрость, жизненная мудрость и желание быть полезным близким людям и обществу, возник еще в древности и был вызван хозяйственной необходимостью. Из работ М.О. Косвена можно заключить, что взаимопомощь выражалась в том, что все родственные семьи обязательно приходили на помощь одной из семей, если для работы, которая предстояла членам этой семьи, сил не хватало. Коллективный труд «белхи» на разных исторических этапах поддерживал общество. Такой обычай присутствовал у всех кавказских народов и закрепился так прочно, что сохранился по сей день[1,с.66].
Смысловое содержание этой сложной по своей структуре традиции – коллективный, бесплатный, бескорыстный труд. Участвовать в «белхи» приходили не только родственники, но также знакомые, соседи, друзья. Помощь могла быть оказана в самых разных видах деятельности: в животноводстве, ремесленничестве, строительстве, земледелии, в организации праздников или похорон. Чеченцы вместе строили мосты, дороги, собирались на сельскохозяйственные работы. Обычно на таких массовых мероприятиях формировались и передавались трудовые навыки, поведенческие установки, представители разных поколений обменивались знаниями. «Белхи» стала одной из наиболее распространенных форм легальных встреч молодежи, и, соответственно, возможностью пообщаться, поговорить. Как результат, «белхи» способствовали созданию новых семей. Девушки старались демонстрировать, как они ловки, умелы, сноровисты, юноши показывали своё мастерство, силу и этикет.
Этика предъявляла ко всем пришедшим требования работать хорошо и добросовестно. Иначе люди могли подвергнуть насмешкам нерадивого и ленивого, тем более что здесь вполне уместны были острословие и шутки. Традиция «белхи» помогла в тяжелые годы трагической истории выжить чеченскому народу. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на радость и чужое несчастье. Помощь оказывали людям, которые пострадали от стихийных бедствий, пожаров, болезней, падежа скота и т. д. Формы оказываемой помощи могли быть самыми разными. Например, если хозяин вынужден был зарезать корову (сломавшую ногу или сорвавшуюся с горной кручи, побитую камнепадом), то родственники помогали ему, покупая у него мясо, даже если в этот момент не нуждались в мясе. Это позволяло хозяину быстро собрать нужную сумму для покупки новой коровы[2,с.4]. Если кто-то из старшего поколения начинал какую-то работу по хозяйству, то, по правилам хорошего тона, соседи, друзья, юноши принимали в этом участие, и часто начатое дело заканчивалось добровольцами.
Участие в «белхи» у чеченцев определялось целым комплексом этических норм и представлений. Хотя участие в «белхи» не было обязательным, как правило, от этого никто не отказывался. Во-первых, это проявление самых достойных качеств человека, возможность провести приятно и с пользой время, и, наконец, существовало некое нравственно-этическое обязательство. И даже если по каким-то причинам не получилось принять участие в «белхи», считалось хорошим тоном объяснить причину или прийти хотя бы ненадолго и, поработав, уйти. Сам процесс «белхи» тоже не носил стихийный характер. Как правило, руководил трудовой деятельностью один из родственников или тот, кто хорошо понимал и знал предстоящую работу. Он координировал работу, расставляя работников, давая ценные советы, подбадривая. Организаторами, инициаторами «белхи» зачастую были женщины. Подтверждение этому можно найти и в работах Б.Х. Бгажнокова – известного исследователя этикета кавказских народов[3,с.10]. Мужчины оказывали женщинам помощь в тяжелой работе: убрать отходы, поднести вязанки, нарубить дрова и т.д. У других народов Кавказа и мира также были явления, подобные чеченскому обычаю взаимопомощи [4,с.138].
Мероприятие «белхи» начиналось с объявления в людном месте, служившем центром сбора и общения односельчан. Встречу «белхи» можно было организовать в любой день недели. По обычаю, работа длилась от восхода до захода солнца, но могла быть закончена и раньше.
По правилам этикета каждый из участников старался сделать как можно больше, как можно лучше, чем другие. Закончив работу на отведенном участке, участники «белхи» старались помочь другим – таковы были этические правила, сформированные обычаем. Начало и завершение работы было единым для всех. Тот, кто руководил «белхи», брал на себя наиболее трудные участки работы. Хозяин участвовал в «белхи» наравне с остальными, но нормы этикета предписывали ему не указывать на недостатки и не называть кого-либо из работников недобросовестным.
Помогающие тоже должны были придерживаться определенных этических установок. Например, этика требовала работать хорошо, а не спустя рукава, трудиться с полной отдачей, поддерживая дух здорового соперничества- «яхь».
Для определенных «белхи» нужна была помощь в основном женщин – если речь шла о лущении кукурузы, обмазывании стен, обработке шерсти. Для других (строительство, покос) требовалась мужская сила. Но общей чертой всех «белхи» были песни и танцы, рассказы и шутки.
Обмазывать стены и подготавливать саман обычно могли сами женщины, но для самой тяжелой работы в этих случаях все равно приходили мужчины. При этом, несмотря на то, что работать приходилось с глиной, у девушек было принято приходить в красивой одежде, показать себя.
Окончив «белхи», организовывали общее угощение, которое готовилось без чьих-либо распоряжений и просьб. Вся община включалась в организацию этого важного общественного события. Если семья, ради которой устраивалось «белхи», не была состоятельной, то по негласному правилу угощение готовили родственники или соседи. В подготовке участвовали и девушки, и имена тех девушек, кто готовил то или иное блюдо, озвучивалось во время угощения[5,с.154].
Трапеза проходила раздельно для мужчин и женщин. Существовали свои правила поведения и здесь: авторитетных, уважаемых людей нужно было усадить на самое почетное место и обслужить в первую очередь.
Какие бы формы «белхи» ни устраивались, существовали единые правила для молодежи: и юноши, и девушки должны были стараться беспрекословно исполнять поручения старших, выслушивать их советы, не перечить и не поучать, не начинать с ними разговор первыми. Заканчивались «белхи» и угощение благодарностью хозяев, после этого всех девушек провожали по домам. Стоит отметить, что жизнеобеспечение чеченцев выработало дух коллективизма и трудовой взаимопомощи. Освоение труднодоступных участков для выращивания зерновых культур, необходимость дачи отпора непрошеным гостям, горе, несчастья, потери кормильцев в семье всегда сближали людей. Это особенно ярко проявилось в годы депортации. Даже в тяжелейшие годы, связанные с депортацией в Казахстан и Среднюю Азию, чеченцы не нарушали своего морального кодекса и во взаимоотношениях с другими народами придерживались своих обычаев и этических норм поведения[6,с.148].
И в наше время среди лучших традиций, унаследованных от прошлых поколений, обычай взаимопомощи функционирует, продолжает жить, когда нуждающиеся в рабочей силе или испытывающие временные материальные затруднения, получают безоговорочно и безвозвратно помощь от своих родственников, соседей и т.д.[7.] На генетическом уровне зафиксирована у чеченцев установка — быть рядом в горести и в радости.
Участие людей в коллективном труде «белхи» является мощным фактором формирования нравственного мира людей, показателем благопристойного поведения. Молодым людям всегда было важно иметь высокое общественное одобрение и первым делом проявлять себя в трудолюбии и трудовой помощи людям. По участию молодых людей в общественном и коллективном труде раскрывались нравственные качества людей, их желание или нежелание быть полезным другому. Характеристика, данная молодому человеку на таких мероприятиях, закреплялась в народе. Трудолюбие лишь возвышало личность. Труд во все времена рождал чувство собственного достоинства, воспитывал благородные привычки и воспринимался как высшее проявление человеческого в человеке.
Таким образом встречи «белхи» были и местом общения односельчан разных поколений, и школой трудового и нравственного воспитания. Во время «белхи» молодому поколению передавались знания, трудовые навыки, правила поведения. Молодежь получала возможность показать себя, заслужить репутацию перспективного жениха или невесты. По установившимся правилам, отказываться от участия в «белхи» не следовало, соблюдать этот обычай по номам этикета и культуры было необходимо для всех. Во время коллективной работы на мероприятиях «белхи», где проявлялось чувство общности, ответственности, любви к труду, требовалось соблюдать определенные правила поведения. Их невыполнение осуждалось обществом.
Список использованной литературы:
Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. 260 с.
Хасбулатова З.И. «Белхи» как традиционная форма взаимопомощи, связанная с хозяйственным и семейным бытом чеченцев в XIX–ХХ вв. // общество, философия и культура. – 2017. - № 8. – 4 с.
Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. 163 с. – С. 10.
Байбурин А.К., Решетов А.М. Этикет у народов Передней Азии : сб. ст. М., 1988. 262 с.
Хасбулатова З.И. Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX – начало XX века).: дисс. … доктор истор. наук. – Москва, 2015.
Ермекбаев Ж. А., Исакиева З. С. Этнография жизни чеченцев в Центральном Казахстане. //Теория и практика общественного развития. 2014, № 20. Издательский дом «ХОРС». Краснодар. С.147-150.
Хасбулатова З.С., Исакиева З.С. Обычаи взаимопомощи, связанные с хозяйственной деятельностью чеченцев в XIX - нач. ХХ в. https://cyberleninka.ru/article/n/obychai-vzaimopomoschi-svyazannye-s-hozyaystvennoy-deyatelnostyu-chechentsev-v-xix-nach-hh-v(дата обращения 05.03.2023)