Крепость, превратившаяся в город. Из истории становления города Грозны - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Крепость, превратившаяся в город. Из истории становления города Грозны

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Крепость Грозный являлась в начале XIX важным субъектом в осуществлении Россией кавказской политики, а впоследствии сыграл не менее важную роль в экономическом и культурном становлении региона.

Первоначально город Грозный предполагалось построить в устье реки Кубани и назвать Росс-Грозный. Однако 10 июня 1818 г. по решению командира отдельного кавказского корпуса А.П.Ермолова крепость была заложена на р. Сунжа против Ханкальского ущелья и названа Грозной.

Создание крепости Грозный, как отмечает историк-кавказовед Н.А.Смирнова, предотвратило появление там турецкой крепости, что привело бы к закреплению Турции на Кавказе. Постройки в крепости были, как правило, деревянные, турлучные, а иногда и саманные. Обычно крыши были камышовые у всех видов построек. По современной улице Кабардинской проходила граница крепости и форштадта.

В 1850 году в честь приезда в Грозную будущего императора России Александра II наследника престола были построены так называемые «Красные ворота».

Крепость Грозная, которая положила начало истории города, режимом царизма использовалась для подавления народно-освободительной борьбы народов Северного Кавказа. Как правило, для «усмирения» непокорных чеченцев в крепости Грозная организовывали отряды войск, призывавшиеся из разных районов Северного Кавказа. Отряды посылались в горы для покорения «непокорных» горцев, которые полностью разоряли селения, уничтожали леса, чтобы легче было продвижению войск.

Несмотря на то, что нередко происходили кровопролитные сражения, каким было сражение при селении Валерик, описанное поэтом М.Ю. Лермонтовым, но, тем не менее, острые кровопролитные сражения не были постоянным явлением в период Кавказской войны. Были периоды не малые, когда жизнь в крае проходила мирно, такое положение, т.е. смена боев с достаточным длительным мирным приходом по материалам о крепости Грозная, продолжались с ее основанием до 40-х годов XIX в.

И крепость Грозная превращалась в мирное время как бы в центр оживленных торговых и экономических связей горцев (чеченцев, ингушей и других народов) с ее жителями, купцами, привозившими сюда товары даже из центральной России.

А.Л. Зиссерман, служивший при штабе левого фланга Кавказской линии, которая располагалась в крепости Грозная в своей книге «Двадцать пять лет на Кавказе», отмечал; «что в течение 22-х лет (с 1818 1840 гг.), если не считать мелких хищнических действий и нескольких частных попыток восстаний, довольно легко усмиренные, чеченцы не показывали особой враждебности и жили смирно. Если бы воспользовались этим продолжительным периодом для большего упрочнения нашей власти, устроили сносные пути сообщения, обеспечили бы себе переправы через Сунжу и Терек, позаботились бы о кое-каком развитии промышленности, завели бы хоть одну школу, привлекая в нее сыновей более влиятельных туземцев для изучения русского языка, да и сами старались бы знакомиться со страной и ее населением, то, быть может, в описываемое время крепость имела бы другой характер, более мирный, гражданский».

Крепость Грозная с самого основания постепенно стала обрастать поселками разного типа. Так, например, на севере, на участке земли, охватывающие современные улицы Первомайскую, Пушкинскую и Красных Фронтовиков и до улицы Кабардинской располагался форштадт, в котором селились семейные солдаты, также разные ремесленники, лавочники, торговцы и др. На форштадте в начале 30-х годов XIX в. выросла слобода горских европейцев, этот район чеченцы называли Бароновкой («жуьткий юкъ»). И когда земли стало не хватать для строительства жилья, а расселению на восток мешала река Сунжа, постройки стали двигаться в сторону теперешнего проспекта Победы, т.е. на юго-запад. Торговый, культурный и административный центр будущего города стал оформляться здесь.

В рассматриваемый период чеченцев в крепости жило мало. Это были переводчики и проводники при штабе левого фланга, с 1852 г стали появляться чиновники. На правом берегу р. Сунжи имелись 4 чеченских аула: Янги-юрт, Кули-юрт, Сарачан-юрт и Грозненский, в которых жили более 1 тысячи человек. По сведениям А.П.Берже жители этих приведенных селений занимались скотоводством, сплавом леса по рекам Сунжа и Терек в Кизляр для продажи их на рынке и др.]

В период становления жизнь в крепости Грозная была очень сложной и трудной. Известно, что солдаты и офицеры служили 25 лет и в большинстве случаев офицеры попадали сюда не по своей воле, а выселялись за «вредные мысли», за «попытки произвести государственный переворот». Бывали случаи, когда некоторые из них проявляли сочувствие к горским народам, одевались в кавказскую одежду, перенимали их обычаи и т.д.

Офицеры, безусловно, беспощадно эксплуатировали солдат, и случалось, что доведенные до отчаяния, они убегали из частей, не имея ни документов, ни денег для возвращения домой. Опасаясь быть осужденными за дезертирство в большинстве случаев, солдаты уходили к горцам, так как знали, что найдут среди горцев, приют и доброжелательность. Так недалеко от селения Ведено из беглых солдат была образована целая слобода. Также во многих селениях Чечни жили беглые солдаты, которым чеченцы выделяли из своего и так небогатого имущества часть, и после принятия ими веры, женили их на чеченках.

В 20-40-е годы XIX в крепость Грозная, стал местом ссылки декабристов, писателей, поэтов, ученых. Природа Кавказа, несмотря на красоту, была суровой. До начала 40-х годов XIX в. в крепости Грозная не было стационарного госпиталя. Тем самым царская администрация, отправляя на Кавказ, «провинившегося», безусловно, рассчитывала на то, что он не вернется обратно, заболеет - умрет или попадет под пули во время сражений.

В начале 1850 года, с ведома имама Шамиля и по доверенности от «непокорных обществ», несколько уважаемых чеченцев обратились к начальнику левого фланга Кавказской линии с просьбой организовать в окрестности Грозной раз в месяц трехдневные базары и разрешить «немирным» жителям Чечни привозить для продажи и обмена разные промышленные товары.

Весной 1850 года высшее начальство разрешило открыть базар на левом берегу Сунжи, который вскоре превратился в ярмарку. Место было болотистое, заросшее камышом. Первые жители крепости, среди которых были и земледельцы, и ремесленники, торговые люди, лавочники, осушив болото, организовали базарную площадь, на котором жители Грозной торговали и обменивались продуктами своего труда.

К концу 30-х г. XIX века крепость Грозная превратилась в один из главных торговых центров на левом фланге. По сведениям некоторых начальников и командиров крепости на пограничную территорию, т.е. на базар приходило ежегодно более 40 тыс. горцев для сбыта своих продуктов.

В начале мая 1850 г. на базар-ярмарку в Грозный съехались до 500 арб чеченцев со своим детьми и женами. На ярмарку, которая продолжалась три дня, горцы привезли продукты питания, разные сукна, бурки, ковры, шкуры животных и многое другое собственного производства, а русские купцы промышленные товары, ткани шелковые, калмыцкий чай и др. Ярмарка прошла без инцидентов, прибывшие оказались довольные, и обе стороны пожелали ежегодно устраивать ярмарки. Однако в силу политических событий следующая ярмарка собралась только через 10 лет.

Постепенно крепость Грозная расширялась, увеличивалось численность домов, численность населения, появлялись лавки, торговые ряды и все чаще в описаниях очевидцев крепость Грозную называют городом. А. Зиссерман, свидетельствует что в начале 50-х годов, «… из небольшой крепости… она в мое время превратилась в обширный город с большими магазинами, складами, госпиталями и довольно значительным числом торговых заведений».

В окрестностях крепости, возле укрепления Горячеводского, при целебных источниках были построены бальнеологическая станция, госпиталь, ванны. Лечение проходило под наблюдением врачей. Кроме офицеров и солдат, здесь поправляли свое здоровье, и жители близлежащих горских сел. Крепость Грозную посещали известные люди: профессор Н.Н. Зимин, который исследовал минеральные источники; геолог академик Г.В. Абих; великий русский хирург Н.И. Пирогов, применивший здесь на Кавказе эфир для наркоза при операциях в полевых условиях и др.

Ко II половине XIX в., вид крепости преобразился, она утратила свое былое значение, как крепость и как было отмечено в описаниях очевидцев, Грозную все чаще называют городом. Об изменениях в крепости, и о превращении ее в город отмечал и К. Самойлов «..в ней находится несколько довольно красивых зданий, замечательны: прекрасной архитектуры каменная церковь, дом начальника госпиталя. В Грозной есть род небольшого гостиного двора, где торгуют преимущественно армяне и евреи. Лавки этих последних занимают сверх того большой квартал», напоминающий, по словам автора, такие же кварталы европейских городов».

Крепость Грозная все больше из военно-стратегического пункта превращалась в торгово-промышленный и экономический центр не только Чечни, но и всего Северного Кавказа. Здесь было учреждено почтовое отделение, началось регулярное движение дилижансов во Владикавказ. В связи с тем, что в 1857 г. туда был переведен главный штаб из-за усложнения обстановки левого фланга Кавказской армии, через Владикавказ осуществлялась связь с Центральной Россией.

Наместник Кавказа, князь Барятинский, после прекращения военных действий в Чечне, распорядился об организации в год двух ярмарок, которые в дальнейшем сыграли важную роль в развитии города.

Крестьянская реформа 1861 г. в России, оказала большое значение для последующего становление Грозной, хотя, безусловно, сказалось это не сразу. Вводимое здесь новое управление требовало служащих из коренной национальности, которые владели определенной грамотностью, и самодержавие вынуждено создает горские школы.

В 1860г. левый фланг Кавказской линии был преобразован в Терскую область, а через два года в ней образовались 3 отдела: Западный, Средний и Восточный, которые в свою очередь делились на округа. Центром среднего отдела Чеченского округа сделали крепость Грозную.

30 декабря 1869г. указом царя крепость Грозная была преобразована в город. Вновь учрежденным в Кубанской и Терской областях городам Майкопу, Баталпашинску и Грозному представили на 15 лет права и льготы, коими пользуются города Новороссийск и Анапа.

По «Положению о городе Грозном», грозненцем могли стать «…лица всех сословий империи…», но это лишь на словах. Несмотря на многочисленные препятствия, в Грозный устремилась масса переселенцев, особенно из центральных районов России, прельщенные данными льготами, представленной городу, - в течение первых пяти лет всем вновь приписанным горожанам бесплатно выделялся под застройку участок земли в 400 квадратных саженей. В газете «Терские ведомости» по этому поводу писалось, что «льгота, данная гор. Грозному, привлекла сюда приток переселенцев, за счет которых рос в первые годы город. Это были чаще всего бедняки, разоренные неурожаями, которые бросали насиженные места для поиска средства пропитания в городе». В первые годы, на которые падают представленные Грозному льготы, население начало расти. К примеру, если 1871г. в ней было 4 тыс. чел., то через 4 года – уже более 9 тыс., т.е. возросло более чем в 2 раза, а по сравнению с 1860 г. – в 9 раз. В 80-е и 90-е годы XIX в. приток переселенцев в г. Грозный снова увеличился.

Таким образом город Грозный имеет историю, которую следует учить, исследовать. Отношения между народами, населяющих Северный Кавказ, несмотря на временные коллизии, были доброжелательными, добрососедскими и эти народы всегда готовы были прийти и на помощь друг другу. Между чеченцами, русскими и другими народами Кавказа устанавливались прочные экономические и культурные связи, которые способствовали укреплению дружбы.

Примечания:

http://checheninfo.ru/18314-chechenskie-hroniki-nachalo-hh-veka-aleksandrovskaya-ulica-i-krasnye-vorota.html [дата обращения 10.08.2018]

Зиссерман А.Л. ДвадцатьпятьлетнаКавказе, 1842-1867 гг. СПб.: Тип. А.С. Суворина Т, 2. 1879, 447 с.

Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859, с. 78.

Там же с. 9.

Казаков А.И. Страницы истории города Грозного. Грозный, 1989

Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе т. II, СПб, 1879.

Чеченцы и ингуши. Записки Северо-Кавказского краевого горского НИИ. Т.I. – Ростов - на - Дону, 1928// Самойлов К. Из истории народного быта чеченцев // Записки кавказского русского географического общества…

Просмотров работы: 108