Нартский эпос как памятник духовной культуры народов Северного Кавказа - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Нартский эпос как памятник духовной культуры народов Северного Кавказа

Эдильханова С.Ш. 1, Алиева Р.Р. 1
1Чеченский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый кавказский народ обогатил основу своими фольклорными достижениями. Начавшись в период родовых отношений, нартиада прошла через несколько трансформаций общественного строя, впитывая в себя все изменения и не теряя актуальности много веков.

Эпос о нартах является бесценным шедевром культуры кавказских народов, более того, он имеет бесспорное мировое значение как в эстетическом, художественном и идейном плане, так и в плане историческом.

Нартиада в том или ином виде существует у всех кавказских народов; адыгейского, карачаевского, балкарского, осетинского, абхазского и т.д. Разумеется, свой эпос о нартах создал и чеченский народ «нохчий».

Нартовед В. И. Абаев отмечает , что «нарты – это образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа. Нарты – это миф, насыщенный жизнью и историей»[1,с.12].

Нартский эпос посвящен героической жизни нартов − великого народа, славного своими деяниями и подвигами. Нартиада воспевает также лучшие человеческие черты и качества, боевую доблесть, заботу о слабых, скромность, уважение к женщинам, великодушие к детям и старикам.

Возникновение и развитие нартиады до конца еще не изученои детально не определено. Некоторые исследователи считают, что основой стал древний эпос аланов, который берет начало еще в VII-IV веках до нашей эры, в эпоху скифов[2,с.24]. Другие ученые выступают за сугубо местное, кавказское происхождение нартиады[3,с.16]. Каждый кавказский народ может до сих пор похвастаться наличием сказителей, которые и сейчас исполняют песни, легенды и сказания и нартах. Сказания начали записывать в середине 19 века, что-то было записано раньше, что-то позже, зафиксировано множество национальных вариантов тех или иных сюжетов и образов.

Нартский эпос представляет собой совокупность легенд о народе нартов, которые, по сказаниям, в древние эпохи жили на территориях Северного и Черноморского Кавказа. Сюжетные линии порой сплетены, порой расходятся. Мир нартов сказочен: он населен мифическими существами, включая живущих под водой созданий, великанов, драконов.

Не без оснований говорят, что в эпосе о нартах можно и увидеть отражения в реальности происходивших событий прошлого, узнать, как с помощью мифов вырабатывалось понимание мироустройства, и распознать национальные религиозные образы или только начинающие свое распространение в те времена христианские сюжеты. Из эпоса можно почерпнуть самые разнообразные знания и представления, например, многие считают, что нартиада – это сборник легенд древней металлургии, и каждый героический образ там связан с каким-либо металлом или хим.элементом (медь, бронза, ртуть и т.д.).

Развиваясь в течение многих сотен веков, нартиада не превратилась ни в волшебную, оторванную от реальности сказку, ни в хроникальные летописи событий истории. Она осталась комплексом циклов, объединяющих сюжеты народных сказаний и хранящихся в устном фольклоре народов Кавказа в виде песен, баллад и легенд о древних героических жителях этого региона. Нартиада «дышала» жизнью кавказских народов.

Важно при этом сказать, что структура мифов нартского эпоса отличается многослойностью, как в плане хронологии, так и в плане космогонии, т. е. возникновения «нартской вселенной», или в плане включенных этносов[2,с.39]. Сюда вошли мифы, относящиеся и к религии, и к древнему мировоззрению, и к социальным установкам. Вся нартиада пронизана мудростью, мы можем увидеть ее и во взаимодействии людей, и в отношении к окружающему миру, к природе, к животным.

Стоит также отметить, что самобытность и богатство культуры кавказских народов давно сделали ее предметом интереса многочисленных ученых. Тем не менее, общего определения этого феномена пока не выработано. Культура народов Кавказа состоит из огромного количества феноменов, иногда даже противоречивых, имеющих отношение к разным формам и пластам действительности. В связи с этим невозможно полностью объяснить в рамках традиционной парадигмы (рассматривающей традиционную культуру как результат передачи устойчивых обычаев, порядков, правил поведения, жизненного опыта поколений)[4,с.24] все многообразные явления культуры народов Кавказа. Стоит воспринимать это как отдельный цивилизационный очаг. Цивилизация в рамках этого понимания представляется как хозяйственный, социальный, духовный, культурный, этнически разнообразный комплекс, подверженный изменениям, развитию, эволюции, но отличающийся устойчивостью в своих базовых отличительных характеристиках и архетипах. В систему подобный комплекс оформляют существующие в определенных пространственно-временных рамках географические и природные условия, религия, нравственные нормы, идеология и мировоззрение, ценностные установки и запреты, хозяйственный уклад и т.п. Индивидуализация происходит за счет особенностей мировосприятия, способов отражения действительности, ценностных ориентиров и в том числе в эпических сказаниях. Для культуры народов Кавказа таким индивидуализирующим фактором стал нартский эпос [5,с.453]. Это делает сомнительной идею о занесении в кавказскую культуру основного ядра нартского эпоса какими-то степными народами, ведшими кочевой образ жизни. Стоит обратиться к выводам краеведа Е. Крупнова из его статьи «О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа»: «И сейчас я вновь со всей категоричностью хотел бы подчеркнуть свой главный тезис о том, что героический нартский эпос – это результат самобытного (а не заимствованного) творчества сугубо местных кавказских племен, носителей родственных языков, развившихся на основе древнего и единого кавказского субстрата. Поэтому не случайно нартский эпос возник и развивался в таких районах Северного и Западного Кавказа, на территории которых на рубеже бронзового и железного веков бытовали морфологически близкие между собой так называемые археологические культуры: кобанская, прикубанская и колхидская. Они развились и развивались также на базе более древних родственных культур эпохи бронзы. Ныне же на этой территории проживают чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абазины и абхазы, т. е. народы, принадлежащие к особой, так называемой кавказской языковой семье, отличной от всех языковых систем мира. На Северном Кавказе существует несколько сравнительно крупных этносов: чеченский, ингушский, балкарский, карачаевский, черкесский, адыгский, осетинский.Все эти этносы имеют отличия в культуре, быте, укладе семейной жизни. Но в прошлом все эти народы имели достаточно много общего, что обуславливалось и этническими, и политическими, и историческими и географическими факторами. Некоторые из них можно назвать близкородственными, ранее они вместе входили в слабодифференцированные общности: ингуши и чеченцы – в такую общность, как народ нохчий, черкесы и татары-горцы – адыги (которым близкородственным был абазинский народ). «Но при всем языковом разнообразии культура этих народов как материальная, так и духовная, во многом родственна. Особенно это относится к словесному искусству – фольклору, и прежде всего к нартскому эпосу. Кавказская Нартиада начала привлекать к себе внимание со второй половины ХIХ века, но более пристально ученые стали обращаться к ней начиная с 30-х годов ХХ века. Все эти ученые, каждый, приводя свои аргументы, в генетическом плане на первое место в Нартиаде ставит сугубо свою собственную национальную версию, что вполне объяснимо» [6,с.16].

Своеобразные отличия вариантов нартиады у каждого из кавказских народов не разрушают общее единство ее идейного и художественного наполнения. Этот цикл сказаний о героическом прошлом представляет собой естественное для народа стремление освоить и осмыслить мироустройство, свое существование в мире и условия жизни через хранение, обогащение и передачу своей духовной культуры.

«Совершенно очевидно, что общность кавказской Нартиады определяется неким сюжетным единством и наличием единых для всех главных героев. Одновременно признано, что в процессе многих веков своего развития каждая национальная версия Нартиады приобрела сугубо свои национальные признаки. В праоснове эпоса лежит древняя мифология, по которой герои божественные и герои земные мало чем отличаются друг от друга. Герой эпоса на равных общается с мифическими героями и существами, также он довольно свободно путешествует из этого солнечного мира в потусторонний мир, – мир мертвых. В эпосе много злых и коварных существ, с которыми герой чаще всего вступает в бой и побеждает их. Все это типично также и для волшебной героической сказки, некоторыми чертами приближающейся к эпосу»[3, 19].

Так же, как и остальные кавказские народы, народ нохчий тоже веками хранил свои устные песни и сказания о нартах как великих героях своего древнего прошлого. В нартиаде содержится множество повествований о разнообразных происшествиях, событиях и историях, связанных с теми или иными героями-нартами. Группируясь вокруг главных персонажей нартиады, эти рассказы формируют своего рода циклы эпоса.

Главными героями, персонажами, которые однозначно указывают на общность национальных вариантов нартиады являются Села Сата и Сеска (Соска) Солса [7,с.10]. Особой многогранностью и загадочностью отличается Сеска(Солса). Важно отметить, что в нартиаде народа нохчий, в отличие от других национальных вариаций, этот персонаж часто совершает не самые достойные деяния, он не однозначен и не положительный герой.

Несмотря на очевидную общность, мифы нартских сказаний у тех или иных народов Кавказа не являются едиными и абсолютно схожими. За множество столетий, наполненных большим количеством причин и событий, способных разобщить народы, а нередко поставить их в условия противостояния, мифологические сюжеты, конечно, могли существенно обособиться, приобрести различия и оригинальные трактовки.

Нартиада не была для народов Кавказа развлекательной выдумкой. В народном восприятии нарты были существовавшими когда-то в реальности героическими предками, у чеченского народа - нохчий их зачастую считали основателями народа или того или иного рода.

К древнейшим из сюжетных основ нартиады относят истории рождения нартских персонажей. Так, нам повествуют о чуде рождения из камня (так, например, родился Сеска Солса). То, что потом рожденный из камня закаливался в огне, дает нам понимание того, что в жизни народа нохчий появилось металлопроизводство. Много историй рассказывают о том, что еще ребенком герой показывает свои необычные силы. Другие рассказы раскрывают истории того, как нарт женится, при этом выбор героя зачастую падает не на обычную женщину, а на также имеющую чудесные силы.

Значительная часть легенд связана, разумеется, с подвигами нартских героев. Им приходится вступать в борьбу со множеством враждебных существ: карликами или великанами, драконами или подводными жителями.

Есть и истории о том, как нарты набегали и грабили окружающих, но многие ученые считают, что восприятие их поведения как грабительского свойственно современным установкам и взглядам на жизнь, в то время как в древности завоевание добычи силой и храбростью воспринималось как подвиг[5].

Персонажи нартиады разнообразны, но их объединяет одно: стремление защитить и укрепить свой народ, главный этический закон нартов – целесообразно ли то или иное деяние для своего народа.

Многовековое существование и развитие нартиады во многом объяснимо длительностью военно-демократического переходного периода от первобытнообщинного строя к классовому. Если у адыгейского и осетинского народов в нартиаде стали появляться некоторые черты феодализма, то у народа нохчий, например, этого не произошло.

Свою роль в развитии фольклорных сказаний сыграли значительные перемены в истории народа нохчий: освоение равнин, увеличение количества населения, активное развитие взаимодействия с соседями. Стал набирать силу новый эпос – песни «илли» о героях-богатырях, основоположниках родов. Меняющееся мировоззрение, трансформация идеалов рождали потребность в новых формах художественно-эстетического самовыражения народа. Мифические персонажи нартиады уже не обеспечивали усилившуюся потребность народа нохчий в эпико-творческом созидании, оно стало существенно изменяться.

Но тем не менее нартиада, постепенно уходя в прошлое и уступая место новым песенным эпосам, не прекратила своего существования. Нартский эпос всегда был с каждым чеченцем, ведь в определенных жизненных ситуациях человек на подсознательном уровне вспоминает уроки давно знакомых историй, возвращается к их поучительным образам, навсегда оставшимся в памяти народа как яркая и самобытная часть его духовно-культурного наследия.

Таким образом, нартиада в том или ином виде существует у всех кавказских народов. Свой эпос о нартах создал и чеченский народ - нохчий. Нартиада воспевает также лучшие человеческие черты и качества, боевую доблесть, заботу о слабых, скромность, уважение к женщинам, великодушие к детям и старикам. Нартский эпос показывает нам квинтэссенцию жизни людей давно ушедших эпох, ее базовые начала: духовно-нравственные, материально-бытовые, этические, психологические и эстетические. В эпосе о нартах можно увидеть и отражения в реальности происходивших событий прошлого, узнать, как с помощью мифов вырабатывалось понимание мироустройства, и распознать национальные религиозные образы.

Список использованной литературы:

Абаев В. И. Нартовский эпос // Известия СОНИИ. Т.10. Вып. 1. Дзауджикау: Северо-Осетинское государственное издательство, 1945. – С. 12.

Малявина Г. И. Кавказ в культурном пространстве России: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – С. 24.

Крупнов Е. И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. М..: Наука, 1969. − С. 16.

Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. − М.: Луч, 1994. – С. 24.

Дахкильгов И.А. Ингушский нартский эпос. − Нальчик: Тетраграф, 2012. – С. 453.

Крупнов Е. И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. М..: Наука, 1969. − С. 16.

Акиева П.Х. Архитектоника космогонических представлений в нартском эпосе ингушей // Нартоведение в XXI веке: проблемы, поиски, решения. Материалы Международной научно-практической конференции. - Магас, 2016. − С. 10.

Просмотров работы: 177