Ораторы существовали с древних времен; это люди, которые выступали публично в суде, учителя, профессора. Современный оратор – это человек, который мастерски владеет искусством риторики, обладает актерскими способностями, отличается красноречием и богатым словарным запасом. Он умеет убеждать, не испытывает волнение во время своих выступлений перед публикой и способен долго удерживать внимание слушателей. Никто не будет спорить, что искусство выступлений – это признак успешного человека, оратора, лидера, который знает, как добиться расположения людей к себе, влиять на их эмоции и мировосприятие, что особенно актуально в профессиональном образовании [1].
Публичная речь – важный инструмент в работе преподавателя. От того, как он преподносит учебный материал на лекции, как взаимодействует с слушателями, зависит уровень интереса и вовлеченности в учебный предмет.
Главная задача оратора донести до слушателей свою позицию, заинтересовать. Тема может быть любой, эффективность выступления будет зависеть и от убедительности. Утвердить слова, теорию и мысли можно с помощью цитат, цифр, статистики, слушатель хорошо воспринимает «личный» пример.
Обычную лекцию в университете доносит оратор, преподаватель, который рассказывает определенную тему студентам, его речь уверенная и четкая, теорию подкрепляет фактами, «живыми» примерами, легко отвечает на вопросы студентов. Такого ораторахочется слушать, тема становится интересна. Но не все ораторы могут заинтересовать аудиторию, многие факторы могут повлиять на выступление: сомнение, тревога, страх, плохое осведомление темой.
Внимание слушателей со временем притупляется. Причиной могут служить следующие факторы в выступлении оратора: сложное изложение материала, отсутствие логики в изложении, менторский (поучительный) тон, низкая доступность изложения, санитарно-гигиенические условия и др. Поэтому важнейшее внимание должно отводиться на подготовку к выступлению.Кроме того нужно иметь в виду, что восприятие речи на слух довольно трудная задача и ее нужно максимально упростить. Этому будет способствовать наличие однородной аудитории, использование популярного языка, чтобы легко находить общий язык с любой публикой, интуитивно понятный порядок изложения, который упрощает восприятие – слушатель потратит меньше времени и усилий, чтобы принять информацию и прочее, что хочет донести оратор [2, с. 35-44].
Для поддержания внимания у аудитории используют ораторские приемы и средства. К самым популярным можно отнести следующие:
Прерывание мысли, т.е. временный отход от темы и возврат к ней, который вызовет всплеск внимания к лекции.
Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: "Сегодня утром я убил свою бабушку” [3, с. 12]
Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризм Марка Твена позволяет нетривиально сформулировать мысль: "Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать" [3, с. 12]
Голосовые манипуляции для активизации внимания аудитории. К ним относятся усиление громкости речи и тона голоса. Допустимо использование и обратного приема с понижением громкости и тона, а также изменение темпа речи. Все это относится, к так называемым, звуковым раздражителям внимания. Однако этика публичного выступления предполагает после применения голосовых приемов возврат к обычной звуковой подаче материала.
Пауза – умело выдержанная пауза способна активировать внимание слушателя на нужном месте.
Жесты и движение – получая 90% информации благодаря зрению, слушатель не оставит без внимания поднятую в нужный момент руку или другой жест [3, c. 49].
Для придания выступлению оратора последовательности применяются некоторые правила его построения. Обычно выступление, лекция состоит из:
1. Вступление – отмечается важность значения подаваемой информации. Вступление должно с первых минут захватить внимание слушателей, заинтересовать их, именно вступление является первым шагом для налаживания контакта с аудиторией.
2. Основная часть – изложение основного материала, подводка к необходимым выводам, доказательство их правильности. Этот элемент структуры выступления оратора является наиболее емким, поэтому, как правило делится на части.
3. Заключение – содержит логические выводы по теме выступления.
Описанные выше правила применяются в образовательных процессах в профессиональном образовании.Подготавливая выступление, не стоит забывать о пропорции: 20-60-20. Где для вступления выделяется 20%, для основной части 60% и для заключения также 20% от отведенного на выступления времени [4, с. 84] .
Данное соотношение является достаточно условным, но может служить отправной точкой для начинающих ораторов.
Среди средств привлечения внимания предлагаю так же рассмотреть вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией – все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению, лекции.
Провокационные вопросы или утверждения могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением. Следует учитывать, что при использовании данного метода оратор должен сам знать ответ и предсказать реакцию собравшихся.
Использование наглядных средств таких, как иллюстрации, диаграммы, географических карт и т.д., также поможет выступающему побудить интерес студентов к лекции. Смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбудит непроизвольное внимание [3, с. 69-70].
Подводя итог приведенному в данной статье материалу, отметим, что применение перечисленных ораторских приемов в профессиональном образовании дает оратору мощный рычаг воздействия на слушателей, позволяя удерживать и направлять внимание аудитории в требуемом направлении. Оратор должен демонстрировать убежденность и компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание и выдержку при негативной реакции аудитории, контролировать свою мимику и жестикуляцию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Кто такой оратор и как им стать https://ncrdo.ru/center/blog/kto-takoy-orator-i-kak-im-stat/
Введенская Л.А, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов н.д.: Феникс, 2005.
Черняк В.Д. Приемы привлечения внимания. Санкт-Петербург , 2018.
Голованова И.И. Методика публичного выступления. Казань, 2009.
Стернин А.И. Практическая риторика. Воронеж, 2011.