Современные подходы к определению значения и условий формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современные подходы к определению значения и условий формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Архипова А.А. 1, Максимова Л.И. 2
1Свфу пед институт
2пед институт, научный руководитель доцент СВФУ им. М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наша работа посвящена изучению современных подходов к определению значения и условий формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Мы провели теоретический анализ ряда исследований, которые позволили нам определить современное определение понятия «нравственное воспитание» в дошкольной педагогике, выявить наиболее эффективные условия для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Как убедительно подтверждают результаты психолого-педагогических исследований, формирование у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений со сверстниками является одной из главных задач в воспитании личности ребенка-дошкольника.

Данная проблема относится к вопросам, связанным с нравственным воспитанием дошкольников. Значение нравственного воспитания, воспитание нравственного сознания у детей заключается в том, что этот процесс является важным ключом к пути формирования дружеских, партнерских взаимоотношений, воспитания нравственных норм и правил поведения.

По мнению Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова, Г.А. Умирзахова процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка [1].

Такой целенаправленный процесс формирует у подрастающего поколения высокое сознание, нравственные чувства и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали, что является немало важным для формирования положительных межличностных взаимоотношений между детьми.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком. Процесс нравственного воспитания является наиважнейшей целенаправленной составной частью формирования нравственных чувств и поведения в соответствии моральными принципами у детей старшего дошкольного возраста.

В свою очередь, нравственное поведение- это формирование нравственных поступков нравственных привычек. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение.

Как указывают исследователи для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Поступок характеризует отношение ребенка к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Такие процессы как общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого, определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него (отчуждение – это значит отдаление), доброжелательность, гуманность.

Исходя из исследований, мы выделили эффективные условия формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, благодаря которым наиболее успешно решаются образовательные задачи.

В работе Л.Н. Башлаковой изучено влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей. В исследовании подчеркивается важность отношения между воспитателем и воспитанником, что является немаловажным аспектом для положительных взаимоотношений и между сверстниками детей, поэтому подчеркивается наличие доверительных отношений между воспитателем и ребенком, которое необходимо организовывать путем беседы на темы о дружбе, о положительных качествах сверстников и т.д.[2].

Интересный по своему содержанию материал представлен в экспериментальной работе Т.В. Поповой, М.К. Ивановой, где применяется метод фототерапии, который включает в себя три этапа, а именно: 1 этап – знакомство детей с эмоциями и чувства через фотографии, 2 этап – развитие сопереживания и сочувствия, 3 этап – проведение фотовыставки. Основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов. Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала, необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы [4].

Традиционно игра как ведущий вид деятельности детейостается наиболее эффективным процессом совместной деятельности. О новом осмыслении и изучении проблемы организации сюжетно-ролевой игры раскрывается в труде И.Ю. Малышко, так как сюжетно-ролевая игра направлена на решение задач нравственного воспитания, имеет коллективный характер и в ней развиваются качества общественности, умение ребенка войти в общество сверстников, способствует проявлению доброжелательных отношений к партнерам по игре. Доказано, что общение в условиях сюжетно-ролевых игр быстро дает положительный эффект межличностных взаимоотношений между детьми [3].

Таким образом, мы выделили некоторые эффективные практические подходы, благодаря которым формирование положительных взаимоотношений будет проходить успешно. В связи с чем, можем сделать вывод, что выявленные нами аспекты требуют дальнейшего изучения в плане практической значимости для освоения детьми моральных принципов, норм нравственного поведения и сознательного отношения к окружающим людям и к себе. Также отметим, что в анализируемых нами работах уделяется большое внимание созданию благоприятной и комфортной для ребёнка обстановки. Доказано, что если ребенок будет чувствовать себя комфортно, он с радостью идет навстречу к воспитателю и сверстникам, а также незаменима роль игры, которых множество, а именно: творческие, сюжетно-ролевые и т.д., в них дети максимально раскрывают свой потенциал, благодаря чему им легче общаться со сверстниками. Выявлена тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности. Воспитателю важно идти навстречу к ребенку и индивидуально обсуждать в беседе с ним возникшие в ходе действий трудности для формирования доверительных взаимоотношений между взрослым и воспитанником.

Ссылка на источники

1. Аманбеккызы Ж., Ибрагимова У.Б., Мейрбекова Р.Т., Умирзахова Г.А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова, Г.А. Умирзахова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 8-12; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4504 (дата обращения: 5.03.2023).

2. Башлакова, Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - Москва, 1986. - 162 с.

3. Малышко И.Ю. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 50–52. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76414.htm.

4. Попова Т.В. Фототерапия как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Попова, М.К. Иванова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 108-111; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2076 (дата обращения: 5.03.2023).

Просмотров работы: 7