Чеченская литература и театр: история становления - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Чеченская литература и театр: история становления

Ахьядов Х.Ч. 1
1Чеченский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возникновение художественной литературы у чеченцев произошло на базе богатейшего устного народного творчества. Современной литературе, которой присущи все виды и большинство жанров, известных мировой литературе, предшествовала арабоязычная литература, которая берет свое начало в конце XVII в. и получает особенно активное развитие с конца XVIII до первой половины XIX вв. Одновременно происходило зарождение и развитие художественной литературы на чеченском языке. Это были в основном переводы и подражания арабской поэзии, религиозные песни и лирические стихи. Сохранившиеся после вынужденного выселения чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию и упразденияЧИАССР республики письменные документы свидетельствуют о многовековой истории чеченской литературы. Особенно больших успехов достигла арабоязычная чеченская литература, которая зародилась в связи с распространением и утверждением в Чечне исламской религии. Выдающийся русский ученый - арабист И.Ю.Крачковский отмечал: «История нашей арабистики до сих пор не осветила полностью периода, когда арабский язык был единственным литературным языком не только науки, но и деловых сношений на Северном Кавказе - в Дагестане, Чечне, Ингушетии. На ней здесь развивалась своеобразная традиция, выдвинувшая местных канонистов, историков и поэтов, возникла целая живая литература на мертвом языке, который, однако, звучал как живое средство межплеменного общения»[1].

Профессиональная чеченская литература начала зарождаться в 1918г., когда А. Шерипов издал во Владикавказе на русском языке небольшую книгу «Из чеченских песен» (в собственном переводе). Тем самым было положено начало чеченской советской литературе[2,с.473, 475].

Огромную роль в зарождении и становлении профессиональной литературы сыграла периодическая печать. Вместе с выработкой норм литературного языка национальные газеты помогали объединению творческих сил Чечни, созданию широкого круга активистов рабселькоровского движения. Они способствовали формированию дарования литературных работников, притоку в зарождавшуюся литературу одаренной молодежи.

В основном первыми литературными авторами были арабисты - вчерашние учителя духовных школ. Многим из них были известны основы арабского стихосложения и часть из них - А. Дудаев, А. Нажаев и др. - стали сотрудничать в газете «Серло». Литераторы Чечни находились под влиянием творчества лучших мастеров, имевших мировую славу. Здесь бывали известные писатели и поэты, сделавшие очень много для творческого роста писателей Чечни.

Для выражения художественной мысли чеченцев в первые послеоктябрьские годы характерны две формы: фольклор - поэзия певцов и русскоязычное творчество представителей национальной творческой интеллигенции. Творческую активность поднимал социальный энтузиазм. В отражении нового образа жизни народа в литературе выдвинулась поэзия, ведущей стала политическая, агитационно - призывная лирика.

Чеченские поэты постепенно выходят за рамки национальной ограниченности и начинают видеть ведущие тенденции современной им жизни. В стихотворении «Два солнца» С. Бадуева воплощены мысли, сомнения, убеждения нового человека. Если в поэзии 20 - х гг. основное внимание уделялось приобщению людей к новой действительности, разъяснению ее сути, то в поэзии 30 - х гг. появились герои, отстаивающие новые идеи. Поэты старшего поколения - А. Дудаев, А. Нажаев, С. Бадуев, М. Мамакаев и молодые Ш. Айсханов, Н. Музаев и А. Мамакаев - были одинаково воодушевлены пафосом Октября, коллективизацией и индустриализацией. В 30-е гг. ХХв. вписательской среде произошли организационные изменения, которые были вызваны новыми условиями. В начале 30 - х гг. в Грозном из литературных кружков возникла писательская организация. Главное внимание теперь поэты уделяют исследованию социально - психологических черт характера героя.

Вместе с творчеством профессиональных поэтов стала развиваться и поэзия сказителей, центральное место которой занимал новый человек.В августе 1934г. состоялся 1- й Всесоюзный съезд советских писателей. В нем приняла участие делегация от ЧИАССР в составе Айсханова Ш.К., Бадуева С.С., Мамакаева М. и Музаева Н. (в качестве гостя). После съезда начали крепнуть и развиваться дружеские связи чеченских и ингушских писателей с литераторами братских республик и различных регионов страны. Тема братства народов страны стала занимать почетное место в произведениях чеченских писателей[3,с.432].

В 30-х начале 40-х гг. ХХ в. песенных стихах известная сказительница и поэтесса Б. Анзорова, восхваляя новую жизнь, рассказывает о созидательном труде («Колхозни йиш», «Орденоносец Али Гучигов» и др.). Духовная свобода чеченок явилась основной темой для ее песен («Чтоб от недруга нас уберечь» и др.).

Творчество другой сказительницы С. Мунаевой отражает чувства и мечты женщины нового типа («О любви», «Песня сердца», «Когда наступает вечер» и др.). И все же главной в творчестве сказителей, как в целом литературы того периода, оставалась тема патриотизма. Этими же мотивами насыщены ранние стихи А. Мамакаева («На майском параде», «Ты уходишь в армию», «Другу часовому» и др.). Расцвет его творчества относится к концу 30 - х - началу 40 - х гг. Он является основоположником пейзажной, любовной и философской лирики, как и ингушский поэт Д. Яндиев («Ожидание», «Я тебя встречал у родника», «Мне не забыть» и др.)[4,с.234].

Творческая деятельность Д. Яндиева начинается со второй половины 30 - х г. В eгo поэзии тема служения Родине и родному народу тесно сплетены («Родина», «Гора»).

После накопления лирикой определенного эстетического опыта появилась чеченская поэма. М. Мамакаев первым обратился к этому жанру через поэму «Кровавые горы», посвященной национально - освободительной борьбе чеченского народа в XIXв., широко использованы традиции народных историко - героических песен, и поэма является в этом отношении первым опытом. Поэма «Разговор с матерью» посвящена теме верности родине, матери. В поэме С. Бадуева «Партизаны» говорится о событиях Гражданской войны в Чечне. В основе поэмы «Чабан» А. Нажаева лежат раздумья поэта о старом и новом времени. А. Мамакаев ввел в поэму «В горах Чечни» новые приемы поэтического повествования, новые формы стиха, эпистолярную форму, первым обратился к эпиграфике, отрывкам из устной поэзии.

Достижения чеченской литературы в прозе связаны, прежде всего, появлением в ней С. Бадуева - основоположника чеченской советской литературы, поэта, прозаика, драматурга. Он сыграл большую роль в создании чеченского литературного языка, утверждении его норм. Он новаторски использовал богатый языковый материал чеченского народа в создании первых основополагающих произведений в прозе, поэзии и драматургии. Придя в литературу в период ее зарождения, С. Бадуев привнес в нее принципиально новые и важные темы.

В рассказах и повестях С. Бадуев поднимает гуманистические проблемы. Он первым высветил духовный мир женщины - горянки. Рассказ в чеченской литературе 20-30 - х гг. представлен в основном в творчестве С. Бадуева. В рассказе «Раскаяние» он приступил кизображению социально - активных личностей. В основе повестей «Голод», «Бешто», «Огненная гора» лежат социально - классовые конфликты своего времени и сопряженные с ними эпизоды духовной жизни человека. Исследованием складывающихся в национальной среде новых общественных отношений, нравственности является повесть «Проснувшаяся ячейка».

Повестью А. Мамакаева «В родной аул», написанной в начале 1940 г. завершается второй этап развития чеченской прозы. Это первое в чеченской прозе того периода произведение, в котором интернациональная тема являлась главной[5,с.34].

Новая ступень в развитии чеченской литературы характерна зарождением в начале 30 - х гг. жанра романа. Проблемы героя, традиций и новаторства, вставшие перед чеченскими писателями, художественно воплощены в романах С. Бадуева «Петимат» и С.-Б. Арсанова «Два поколения». В романе «Петимат» С. Бадуев впервые в чеченской литературе нарисовал яркий самобытный образ чеченки, вставшей на защиту своих человеческих прав. С. -Б. Арсанов в своем романе «Два поколения» показал две темы - отход горцев от патриархально - родового быта, превращение их в кадровых рабочих, и роль дружбы народов, складывающейся тогда. Он первым в чеченской литературе поднял проблему воспитания новой национальной интеллигенции[6,с.124].

В чеченской драматургии начального этапа (1923-1929 г.) получили развитие такие драматургические жанры, как социально - бытовая драма, историческая драма, комедия. Главная тема пьесы И. Эльдарханова и С. Бадуева «Закон отцов» - это кровная месть и ее трагические последствия. В пьесе Д. Шерипова «Алибек - хаджи Зандакский» поднята тема борьбы чеченского народа за свою независимость (восстание 1877г).

Драма М. Яндарова «Макажоевский имам» и пьеса Х. -Б. Муталиева «Око за око, зуб за зуб» освещали сложности коллективизации. В 20 – е гг. в чеченской драматургии зарождается жанр комедии. Его зачинателем явился И. Эльдарханов. Его первая комедия - «Молодая жена старого мужа». В пьесе «Шейх Мохсум» отражена действительность 20 - х гг. в Чечне со всеми ее противоречиями.

30-е гг. ХХв. - время интенсивного развития чеченской драматургии. От первых неуверенных опытов по созданию маленьких пьес драматурги перешли к многоактным произведениям, ставящих важные социально-бытовые проблемы и отображавших действительность. Айсханов Ш.К. посвятил пьесу «Борьба» теме коллективизации, а пьесу «Мы будем учиться» - теме культпоходов по ликвидации неграмотности. Особенно благотворно отразилось на развитии драматургии 30 – х гг. творчество С. Бадуева. Тематика его драматургии, как и всего творчества, была очень разнообразна. Вслед за драмой «Закон отцов» он написал комедии «Не всегда мулле барам» и «Барам». Драмы «Горы меняются» и «За большевистский посев» посвящены теме борьбы с кулачеством и создания в горах колхозов. Эта же тема нашла отражение и в других его пьесах «Политотдел», «Проснувшаяся ячейка», «Семья чабана».

Пьеса «Красная крепость» - первенец жанра героико - революционной драмы в чеченской драматургии, а «Женитьба Цаэбы» - первая чеченская музыкальная комедия. В пьесе «Золотое озеро» С. Бадуев первым в чеченской литературе обратился к теме рабочего класса, в которой он ярко показал совместный труд рабочих - представителей разных национальностей. В пьесах Н. Музаева «Утро и вечер», «Росток нашей жизни», «Aceт», «Колхозный праздник» отражена тема раскрепощения женщины и классовой борьбы в ауле. Его пьеса «Усач Мирза» - веселая бытовая комедия - была направлена против пережитков прошлого и разоблачала человеческие пороки. Пьеса Б. Саидова «Зайнап» - историческая драма, посвященная теме национально - освободительной борьбы горцев в XIX в[7].

Социальная активность способствовала возникновению и расцвету самодеятельного драматического искусства, формированию театральных коллективов в Чечне.

В 1921 г. в Чечне был показан первый спектакль, когда чеченская учительница Марьям Исаева поставила детский спектакль «Урожай»[8]. В 1923 г. Данилбек Шерипов организовал в Грозном драматический кружок в составе М. Яндарова, Х. Бейбулатова, И. Эльдарханова, Л. Курумовой, В. Арсамирзаевой и др. Пьесы для кружка писались на русском языке.

К середине 20 - х гг. появляются постоянные драматические коллективы. Первый постоянный театр в Грозном - русский драматический возник в 1924 г. С 1926 г. после возникновения письменности на родном языке репертуар всех драматических кружков состоял из пьес молодых чеченских драматургов.

В 1928 г. был создан театр рабочей молодежи (ТРАМ), в 1935 г. - театр кукол, в 1939 г.- театр юного зрителя. 1926-1932 гг. начало создаваться национальное чеченское театральное искусство. 1 мая 1931г. была открыта театральная студия имени А. Шерипова с назначением Директора студии М. Яндарова и художественным руководителем режиссера Владимир Шатов.

В состав первых студийцев входили 45 человек, из которых 9 женщин. В январе 1934 г. при Государственном институте театрального искусства им. Луначарского состоялось открытие чечено - ингушского театрального отделения со сроком обучения 3 года, а в 1938г. отделение было преобразовано в чечено - ингушскую театральную студию со сроком обучения 5 лет.

Огромную роль в зарождении и становлении чеченского театрального искусства сыграл С. Бадуев, ведущий драматург театра, на чьих пьесах всех жанров, разрабатывающих актуальные проблемы жизни народа, его прошлого и настоящего и жил театр. В 1939 г. театр возглавил новый художественный руководитель, выпускник ГИТИСа В. Вайнштейн. Повсеместно создавались самодеятельные драматические кружки. В 1939 г. состоялся первый республиканский смотр художественной самодеятельности и народного творчества.

Список использованной литературы:

АйдаевЮ. А.Зеркало жизни: [Сб. лит.-критич. ст.). - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1987. -147с.

Чеченцы. Серия Народы и культуры. М, Наука,2012.-622 с.

История Чечни с древнейших времён до наших дней. Т.1. Грозный: ГУП «Книжное издательство». 2008. –830 с.

Туркаев Х.В. На переломе. Грозный, 1991.-367 с.

Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1993.-163 с

Эльбуздукаева Т.У. Развитие литературы и просветительской работы в Чечне и Ингушетии в 20-30 е годы ХХ в.//Научные проблемы гуманитарных исследований. Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Пятигорск,№10,2011. С.121-127

АйдаевЮ. А. Проблемы развития чечено-ингушской советской драматургии (1920-1980-е гг. XX в.) Автореф. дис. на соиск.уч. ст. д. фил наук. Диссертации по гуманитарным наукам -http://cheloveknauka.com/problemy-razvitiya-checheno-ingushskoy-sovetskoy-dramaturgii-1920-1980-e-gg-xx-v#ixzz5m3YV6AIx

Ахмадова М.П. Реализациякультурно-образовательной политики советской власти среди женщин-горянок в Чечне и Ингушетии в 20–30-хгг.. ХХ В. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17447 (дата обращения: 05.03.2023).

Просмотров работы: 185