Некоторые аспекты нравственно-эстетического воспитания в традиционном чеченском обществе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Некоторые аспекты нравственно-эстетического воспитания в традиционном чеченском обществе

Дадаева Х.В. 1
1Чеченский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление личности происходит в рамках многоплановых взаимоотношений с социумом, и многие ключевые аспекты этих взаимоотношений лежат в сфере культуры. В связи с этим необходимость целенаправленного воспитания индивида с высоким уровнем нравственного и культурного развития носит очевидный характер. При этом общая культура человека невозможна без нравственного и эстетического воспитания, без формирования гармонично развитого человека обладающего богатым внутренним миром, развитым интеллектом, высоким моральным потенциалом, глубоким пониманием прекрасного, способного к эффективному межличностному и социальному общению. В тесном союзе эстетики, этики, морали, философии и народной культуры воспитания создается основа образованной и высокоэмоциональной личности.

В целом широкое понимание нравственно-эстетического воспитания рассматривается как формирование у ребенка чувств в сфере красоты (от греч. Aesthesis - «чувство», «ощущение»)[1,с12]. Как объясняется в «Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», в этом контексте под красотой понимается развитое эстетическое чувство, способность видеть красоту во всем и вносить ее в сферу межличностных отношений[2].

В понимании чеченцев такие категории, как красота, здоровье, знания, имели тесную и логичную связь. Люди думали, что обрести внешнюю красоту и долгую жизнь может только тот, кто заботится о сохранении окружающей среды и природы, кто живет, следуя благочестивым установкам и помогая другим. Чтобы соответствовать этому на протяжении веков чеченцы разработали нормы и правила, которые при строгом соблюдении помогали обеспечить правильный миропорядок и его гармонию[3,с.219].

У чеченцев сформирован целый комплекс представлений об определенном образе «идеального представителя» данного этноса, представителя, который совершенен в контексте определённых условий. Этот образ подразумевает не только физическую красоту, но и красоту нравов, поступков, отношения к людям.Все это было заложено в чеченском кодексе этикета «гlиллакх-оьздангалла», который определяет то, как чеченец ведет себя в социуме: его поведение в отношениях с другими людьми, манеры, проявляемые на публике, стиль одежды и т. д.

У чеченцев всегда было желание воспитывать не только хороших, но «идеальных людей», которые были бы носителями морального и физического здоровья, ценили природу и жили в гармонии с ней, защищали красоту тела и духа, чтобы продолжать род и украсить мир собой, чтобы стать достойным преемником дела отцов и родственников, занимая достойное место рядом с ними. «Красота и здоровье - это самое главное», - гласит чеченская пословица.Чеченцы видели красоту в природных явлениях, в словесном творчестве, в выразительном музыкальном звучании, в художественных промыслах, в пластических движениях человеческого тела во время танца и, конечно же, в семейной и общественной жизни, в работе и общении [4,с.78].

Традиционно процесс воспитания в чеченской семье был направлен в первую очередь на формирование таких нравственных качеств, как честность, скромность, вежливость, гостеприимство, уважение к родителям, старшему поколению.Воспитывать мальчиков следовало мужественными, отважными, способными к самопожертвованию ради своей семьи и общества, а девочек растили вежливыми, терпеливыми, послушными тем, кто старше, а затем и своему мужу.Одним из ключевых элементов моральных и эстетических норм чеченского народа было безоговорочное уважение к своим родителям на протяжении всей их жизни и вообще к тем, кто старше по возрасту. Общество осуждало тех, кого уличали в отсутствии уважения к старшим.

То, как должны вести себя «идеальные чеченцы», во многом определялось строгостью норм, связанных с культом почитания старшего поколения. Так, взрослые сидят в соответствии с тем, кто старше, а юноши стоят у входа в комнату. Если старшие и младшие шли вместе, для старшего предоставлялось право перейти на сторону справа, как наиболее почетную. Если было трое всадников, то положение посередине предназначалось для старшего, а если их было четверо и т. д., то молодые люди представляли собой своего рода защитное окружение со всех сторон для старших. Пожилой чеченец, независимо от того, кем он был для юноши, мог без церемоний просить его помощи или услуг, и их беспрекословное исполнение было нормой.

Наиболее важным проявлением уважения к старшим было правило вставать, когда они входили. Каждый уважающий себя молодой человек считал своим долгом подняться, даже если входил пожилой человек, который был ему неприятен, потому что иначе манеры юноши были бы расценены как дурные, осуждаемые обществом. Согласно обычаю, если старший поднимался, те, кто был младше его, вставали и стояли, пока старший не сядет или не разрешит им сесть. В качестве особой вежливости отмечается такое поведение чеченских мальчиков: если они получали приглашение от старшего сесть, то не позволяли себе этого сразу, но садились несколько позже, и при этом занимали место не слишком близко к старшему. Сидеть с раздвинутыми или небрежно вытянутыми ногами было неприлично. Молодым не стоило заходить в дом, в комнату впереди тех, кто старше, переходить им дорогуне разрешалось.

Чеченская девушка всегда должна была быть изящно и аккуратно одета, тем более если она выходила на люди, посещала праздники. Для девушек-чеченок никогда не было обязательным скрывать свои лица; они носили только изящную тонкую, часто полупрозрачную шаль, открывая лбы и заплетая изящные косы.

Чеченский фольклор богат многими поэтическими описаниями, дающими понимание того, как чеченцы восхищались и ценили девичью красоту и целомудрие.Гармония отношений подразумевала скромность и терпение девушки, поэтому по этикету она не могла быть первой, кто раскрывал свои чувства, она не должна была сама признаваться в любви молодому человеку и называть его своим избранником.

Для поддержания гармонии в семье в первую очередь нужно было, чтобы отец и мать жили в ладу.Мужчины не говорили о своей жене (не ругали и не хвалили), а лучшим показателем их чувств были поступки, манера обращения и т. д.

Брак дочери был важным вопросом в семье чеченцев.Материнский пример был особенно важен в этом деле. Способность дочери после вступления в брак достойно держать себя в доме мужа была своего рода проверкой на степень нравственного и эстетического развития семьи.

Женщина в чеченском обществе находилась в особом положении. Несмотря на экономическую зависимость женщины от мужчины в традиционном чеченском обществе, последние всегда относились к ней с уважением, почтением. Как отмечал советский и чеченский писатель и поэт А.Айдамиров, в труде «Калужский пленник» «женщина у чеченцев какая-то святая,неприкосновенная личность. Нельзя было ее оскорблять и унижать ни словом, ни делом. Человек, нарушивший этот закон, расплачивается головой» [5, с. 256-257]. Когда происходил конфликт, было достаточно, чтобы появилась женщина и споры прекратились; если человека преследовали, то спасение ему можно было найти только на женской половине дома. Мужчины при появлении женщины старшего возраста, как правило, прерывали разговор и стоя приветствовали ее. У чеченцев считалось неприличным приближаться к женщине, будучи верхом на коне. Мужчина должен был сойти на землю, поздороваться, сказать пару слов и лишь потом ехать дальше. Путник уступал женщине правую часть дороги. Это имело логическую причину, т.к. слева у мужчин всегда было оружие и показывать его женщине было неуместно. Также неподобающе было чеченцу предстать расстегнувшисьперед женщиной.

Чеченцы подчёркивали обязательное соблюдение требований к эстетическому облику человека. «Большое значение … придавалось форме одежды, как мужчин, так и женщин. По своей природе, как и их предки, чеченцы относятся к светскому этносу, что подчёркивалось и в форме их одежды. Например, мужчины не могли выйти из дома без затянутого пояса. Девушкам до замужества также приходилось выходить из дома в затянутом поясе»[6,с.108].

У чеченцев существует понятие «куц»-«это совершенно идеальное, должное (в облике, в поведении, поступках и т. п.) в представлениях их о прекрасном вчеловеке. Впонятие«куц» входят и особенности фигуры,лицо, красота и легкость походки, манераноситьодежду»[7,с.29].

По мнению чеченцев, внешняя форма красоты, тип и содержание предметов, их функции тесно взаимосвязаны. Чеченцы всегда верили, что красивый человек совершает достойные дела, а красивые обычаи, традиции сближают людей[3,с.246]. Человеческая красота связана не только с внешним обликом и внутренней духовностью, но и с соблюдением гигиенических норм. И дом, и тело должны содержаться в чистоте и порядке - это то, во что всегда верили чеченцы. С принятием чеченцами ислама самым важным правилом было принятие ежедневного пятикратного омовения.

Таким образом, неповторимые обычаи и традиции чеченцев дают им возможность сохранить свою этническую самобытность на протяжении веков. Важную роль в нравственном и эстетическом воспитании чеченцев всегда играло внимание, уделяемое гармонии взаимоотношений мужчин и женщин, старшего и младшего поколений.

Список использованной литературы:

Хаджимуратова А.Д. Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики). – Владикавказ, 2016. – С. 12.

Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. – URL: https://www.minavtodor-chr.ru/edinaja-koncepcija-duhovno-nravstvennogo-vospitanija-i-razvitija-podrastajushhego-pokolenija-chechenskoj-respubliki/

Хасбултова З.И. Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX – начало XX века). – Москва, 2015. – 426 с.

Дендиева Р.У. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций. – Грозный, 2014. – С. 78

Айдамиров А. А. Собрание сочинений : в 6 т. Грозный : Кн. изд-во, 2005. Т. 4. 486 с.

Чеснов Я.В. Кто они, чеченцы? История и культура чеченского народа. М.: Реал-Груп, 2002. С. 84

Бахаева Л.М. Языковой образ женщин в народных песнях чеченцев и ингушей: гендерный аспект//Рефлексия, 2017.№4С.28-34

Просмотров работы: 16