Формирование навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Формирование навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры

Седалищева В.В. 1, Николаева А.В. 2
1СВФУ им. М. К. Аммосова
2СВФУ им. М. К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения методических основ обучения счету детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, так как данный вид деятельности имеет важнейшее значение для формирования начальных математических представлений и навыков счетной деятельности, влияющих на развитие умственных способностей.

Целью исследования являлось изучение и выявление возможностей эффективного использования дидактических игр для формирования навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика и наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: для осуществления наиболее эффективной работы с детьми в ДОУ и обеспечения своевременного и успешного их умственного развития определены методические основы обучения счету детей через дидактические игры. Подборка дидактических игр для обучения счету и счетной деятельности детей среднего дошкольного возраста может быть использована в работе педагогами дошкольного образования.

Работа проводилась на базе Частного дошкольного образовательного учреждения, г.Якутск. В исследовании принимали участие 10 детей средней группы детского сада.

ПРАКТИКА

Исследование направлено на выявление уровня сформированности навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Для проведения исследования была использована диагностика освоения детьми математических представлений Новиковой Валентины Павловны. Выделены показатели формирования навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста, а также осуществлен отбор диагностических заданий.

Выполнено 4 диагностических задания.

После проведения всех диагностических методик можно условно выделить уровни сформированности навыков счетной деятельности у детей.

Результаты проведенной методики по диагностическому заданию: «Сосчитай кубики»: 2 ребенка, что составляет 20% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень сформированности представлений о последовательности расположения предметов – это 03 и 05. Дети отвечали неправильно, сбивались и просили помощи. Они не справились с заданием, показали очень слабый результат. Средний уровень сформированности данных представлений наблюдался у 7 детей (70%) (01, 02, 04, 06, 07, 09, 10), дети отвечали правильно, но при этом сомневались в своих ответах. Высокий уровень был выявлен у 1 ребенка (10%) – 08. Отвечала на вопросы правильно, быстро, четко понимая последовательность расположения предметов.

Результаты проведенной методики по диагностическому заданию: «Числа»: 2 ребенка, что составляет 20% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень – это 03 и 05. Дети отвечали неправильно, сбивались и просили помощи. Они не справились с заданием, показали очень слабый результат. Средний уровень сформированности данных представлений наблюдался у 6 детей (60%) (02, 04, 06, 07, 09, 10). Дети отвечали правильно, но при этом сомневались в своих ответах. Высокий уровень был выявлен у 2 детей (20%) – 01, 08, дети отвечали на вопросы правильно, быстро, четко понимая отличительные свойства предметов; правильно выбирали карточку из одинаковых предметов, из разных предметов, правильно производили поиск большего множества и поиск меньшего множества.

Результаты проведенной методики по диагностическому заданию: «Математический рассказ по рисунку»: 2 ребенка, что составляет 20% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень – это 03 и 05, дети неправильно рассказывали о том, что изображено на картинках, сбивались, не смогли ответить на вопросы воспитателя. Не справились с заданием даже с помощью взрослого, показали очень слабый результат. Средний уровень сформированности данных представлений наблюдался у 6 детей (60%) (02, 04, 06, 07, 09, 10), дети составили хороший рассказ, но при этом сомневались в своих ответах, давали очень краткие ответы. Высокий уровень был выявлен у 2 детей (20%) 01, 08, дети правильно и четко перечисляли изображенные предметы с правильным называнием итогового числа.

Результаты проведенной методики по диагностическому заданию: «Прилетели бабочки»: 2 ребенка, что составляет 20% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень – 03 и 05, дети неправильно сравнивали количество предметов, сбивались, не смогли ответить на вопросы воспитателя. Не справились с заданием даже с помощью взрослого, показали очень слабый результат. Средний уровень сформированности данных представлений наблюдался у 7 детей (70%) 02, 04, 06, 07, 08, 09, 10), Дети отвечали правильно, но при этом сомневались в своих ответах. Высокий уровень был выявлен у 1ребенка (10%) – 01, он правильно и четко рассказывали о том, что изображено на картинках, правильно производили сравнение двух групп предметов (обозначение результатов сравнения словами: столько же, меньше, больше).

После проведения всех диагностических методик можно условно выделить уровни сформированности навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Приведем качественную характеристику каждого уровня. Высокий уровень (9–12 баллов). Ребенок имеет глубокие математические представления, без особого труда выделяет совокупность признаков предметов, классифицирует их, имеет представления о характерных признаках. Ребенок выявляет уровень сравнения групп предметов путем наложения и приложения, имеет представления о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами, умеет перечислять изображенные предметы с называнием итогового числа, умеет проводить сравнение двух групп предметов, определяют их как - столько же, меньше, больше. Ребенок связно, последовательно и аргументировано отвечает на поставленные вопросы, рассказывает с большим желанием и интересом. Средний уровень (6–8 баллов). Ребенок имеет достаточно хорошие, но не полные представления о совокупности признаков предметов по общему названию, допускает неточности в ответах при сравнении групп предметов путем наложения и приложения, при представлении о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами, при перечислении изображенных предметов с называнием итогового числа, ошибается при проведении сравнения двух групп предметов, определяют их как - столько же, меньше, больше, но затрудняется аргументировать свой выбор. Ребенок проявляет желание и интерес к диагностическим заданиям, но теряет его при малейших затруднениях. Низкий уровень (3–5 баллов). Счетные навыки ребенка поверхностные, не может классифицировать предметы, не определяет их свойства, допускает много ошибок при выполнении заданий, не проявляет желания и интереса к проводимым диагностическим заданиям, отказывается от выполнения заданий. По результатам диагностики распределили всех детей по уровням сформированности навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Примечание: высокий уровень - 3 балла / 9–12 баллов

средний уровень - 2 балла / 6–8 баллов

низкий уровень - 1 балл / 3–5 баллов

Таким образом, исходя из полученных результатов проведенной работы, можно сделать вывод о том, что 6 детей (60%) имеют средний уровень. 2 ребенка – 20% (01, 08) имеют высокий уровень сформированных навыков счета по результатам исследования. Это те дети, которые быстро, с удовольствием и верно выполняли все необходимые задания, подробно отвечали на вопросы. Их знания отличаются глубиной и системностью, также у них ярко выражен интерес к выполнению заданий. Ярко выражен процент низкого уровня навыков счета у 2 детей (03, 05), эти дети с трудом справлялись практически со всеми предложенными заданиями по методике обследования, даже с большой помощью взрослого. Счетные навыки детей поверхностные, допустили много ошибок при выполнении заданий, не проявляли особого желания и интереса к проводимым диагностическим заданиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом проведенных методик диагностики сформированности навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста подобраны дидактические игры математического содержания для детей среднего дошкольного возраста.

Игры подобраны с учетом основных требований к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание, и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных особенностей требует более широкого использования в среднем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей.

В структуру дидактической игры входят: задача, действие, правило, результат, заключение игры. Дошкольникам предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка, способствует сплочению детского коллектива, поддержанию интереса детей и положительного эмоционального отношения к игре. Действие в игре должно соответствовать определенным условиям: подчинение задаче и выполнению цели игры; быть интересным в продолжение всей игры.

Подобраны дидактические игры, целью которых является формирование у детей количественных представлений, навыков счетной деятельности:

- Игра «День-ночь».

- Игра «Кто знает, пусть дальше считает».

- Игра «К Незнайке пришли гости».

- Игра «Угадай число».

- Игра "Помоги цыплятам".

- Развивающее упражнение «Колпачки».

(вариант методики «пальцематематика» (П. Тюленева)

- Игра «Прятки».

- Игра «Флажок».

- Игра «Клад»

- Игра: «В парке»

-Игра «Магазин игрушек».

В игровой и занимательной форме дети легче и быстрее освоят не только счет, но и решение задач, упражнение в сравнении множеств и различных величин. Специально подобранные и организованные дидактические игры будут способствовать успешному восприятию и осмыслению новых знаний за счет активного участия ребенка в познавательном процессе. Каждая дидактическая игра имеет свою задачу в совершенствовании количественных представлений детей. Целенаправленное и систематическое проведение дидактических игр с математическим содержанием способствует дальнейшему совершенствованию логики, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Успешная сформированность счетной деятельности в дошкольном возрасте будет стимулировать дальнейшее активное развитие умственных способностей, которые в свою очередь будут благоприятствовать освоению школьной программы.

Применение дидактических игр желательно в воспитательно-образовательной работе с детьми как воспитателями дошкольных учреждений, так и родителям, потому что в обучении детей должны принимать участие и дошкольное учреждение, и семья.

Результаты проводимой работы окажутся успешными в том случае, если взрослые будут соблюдать принципы организации игр, учитывать особенности методики, возрастные особенности детей и творчески относиться к процессу обучения детей математике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесов // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.

2. Беланова, Э.И. Развитие счетных навыков у дошкольников/ Э.И.Беланова, Т.Н. Титова. – СПб.: Питер, 2014.-186с.

3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 400 с.

4. Богданова, Е.А. Формирование счетной деятельности у дошкольников - Дошкольное воспитание. – 2014.- №10.- 21-26 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. –М, 2016. -160с. Илл.

6. Герасимова, А.Д. Формирование счетных навыков у дошкольников - Дошкольное воспитание. –2014. - №2.-С. 13-16.

7. Метлина А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений): пособие для воспитателя дети. сада. / А.С. Метлина.– М.: Просвещение, 2013. – 243 с.

8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст Кн. для родителей и воспитателей – М.:  Мозаика-Синтез, 2000. – 96 с.: ил.

9. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя / М. Н. Перова. – М.: Просвещение, 2016. – 326 с.

10. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982 – 98 с.

11. Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет - М.: Просвещение, 1991. -26 с.

12. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.

Просмотров работы: 120