Особенности страхов у мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности страхов у мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста

Иванова С.А. 1, Дедюкина М.И. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Педагогический институт, г. Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На данный момент по наблюдениям педагогов и психологов подмечается повышение количества детей со страхами. Страх это – негативная эмоция, появляющаяся у человека в случае реальной угрозы. С. Кьеркегор выделял: а) эмпирический страх, связанный с конкретной опасностью; б) безотчетный, или метафизический, страх (т. е. душевная тоска, соединенная с грустью) [3]. Но как показывает психоанализ детских страхов, само возникновение детского страха не имеет реальной угрозы, обычно она не существует. Причина детского страха указывается очень богатым и ярким воображением. Но часто страх вызвана характерным возрастным чертам и гендерным аспектам. Проблематика особенностей детей дошкольного возраста требует особого психологического рассмотрения сути, стили выражения, возрастных изменений, гендерных особенностей детских страхов и тревожности в социуме в рамках возрастной психологии. Вышеупомянутое высказывание способствует извлечь проблему исследования – особенности проявления страхов у мальчиков и девочек выражаютсяпо-разному, в связи с их гендерными ролями в нынешней общественной среде.

На всех этапов своего развития дети чувствуют разного рода страхи, которые не одиноковы для разного возрастного периода. В среднем дошкольном возрасте типичны боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства. Это период эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства теперь выражаются словесно, ясно демонстрировано желание к пониманию, благосклонности, взаимопонимания с другими людьми. Фантазия прогрессирует, а заодно и риск появления воображаемых страхов.

Актуальность исследуемой темы определена тем, что по гендерным аспектам ожидается, что страх у мальчиков среднего дошкольного возраста неотъемлемо выражаются:страх одиночества, смерть, страх войны, также страх пожара, а у девочек наиболее присуще страх снов, одиночества, темноты, также страх перед животными.

Базой исследования явилось МБДОУ Детский сад №27 «Кораблик», город Якутск, Республика Саха (Якутия).

Цель констатирующего этапа: выявить особенности страхов у мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа:

Избрать комплекс психодиагностических методик для обнаружения страхов у дошкольников;

Эмпирически исследовать особенности страхов по гендерному признаку у детей 4 – 5 лет и дать анализ изъятых данных;

Провести качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента и сделать выводы.

Для проверки выдвинутой гипотезы были задействованы 15 детей среднего дошкольного возраста, 1 группа: 7 мальчиков, 2 группа: 8 – девочек.

Для выполнения поставленной цели констатирующего эксперимента использованы следующие методики переведенный на якутский язык так как задействованные дети ходили в якутскую среднюю группу:

методика М. А. Панфиловой «Куттал дьиэлэр иһигэр» (Перевод на якутский язык «Страхи в домиках»)

проективный тест Л. Дюсс «Остуоруйа» (Перевод на якутский язык «Сказка») (Остуоруйа «Куттал» (Сказка «Страх»)

методика «Кутталгын уруһуйдаа» (Перевод на якутский язык «Нарисуй свой страх») А. И. Захарова.

По результатам констатирующего этапа мы пришли к следующему, по отобранным методикам:

А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов
и их распределение (по гендерному различию и возрастным аспектам). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15 [2].

Таблица 1

Таблица страхов детей дошкольного возраста по А. М. Захарову переведенный на якутский языкӨ

Название страха

мальчики

девочки

3

4

5

6

7 (дошк)

3

4

5

6

7 (дошк)

1. Дьиэҕэ соҕотох хааларын

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

2. Саба түһүүттэн

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

3. Ыалдьыыттан

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

4. Өлүүттэн

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

5. Төрөппһттэр өлөллөрүттэн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Атын дьонтон

*

 

 

*

 

 

*

 

*

*

7. Сүтэн хаалыыттан

*

*

 

 

 

*

*

 

 

 

8. Төрөппуттэртэн

 

 

*

 

 

 

 

*

*

 

9. Буруйтан

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

10. Дьага-баб и т.д.

*

*

*

 

 

*

*

 

 

 

11. Кутталлаах түүлтэн

 

*

 

*

 

 

*

*

 

*

12. Хараҥаттан

*

*

 

*

 

*

*

 

 

*

13. Кыылтан

 

*

 

*

 

 

 

*

 

 

14. Транспортан

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

15. Айылҕа үлүгэриттэн

*

 

 

 

*

 

 

*

 

*

16. Үөһээттэн

 

 

*

 

*

 

 

 

*

*

17. Дириҥтэн

 

 

 

 

*

 

 

 

*

*

18. Кыараҕас хостон

 

 

 

 

*

*

 

*

 

 

19. Ууттан

 

*

 

 

 

 

*

*

 

 

20. Уоттан

*

 

 

 

 

*

*

 

 

*

21. Баһаартан

 

*

 

 

*

 

*

 

 

 

22. Сэрииттэн

 

 

*

 

 

 

 

 

*

 

23. Суолтан

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

24. Быраастан

*

 

 

*

 

*

 

 

*

 

25. Уколтан

*

 

*

 

 

*

 

 

*

*

26. Ыарыыттан

 

 

 

 

*

 

 

*

*

 

27. Улахан тыастан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звездой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

По методике «Куттал дьиэ иһигэр» М. А. Панфиловой, собраны следующие результаты.

В процессе диагностики было обнаружено, что в группе детей количество страхов сверх нормы у 9 человек,
а это 60% от всего, из них 5 из 1 группы, 4 из 2 группы и лишь у 6 детей количество страхов соответствует норме, из них 2 из 1 группы, 4 из 2 группы.

Результаты диагностики представлены на диаграмме (см. диаграмма 1)

Диаграмма 1

Далее проведена методика «Кутталгын уруһуйдаа» А. И. Захарова.

Цель методики: выявить виды и уровни страхов у дошкольников.

После беседы, освежающей воспоминания, участникам констатирующего этапа предлагалось лист бумаги и карандаш. Им было необходимо их изобразить то, что их пугает, иными словами свой страх. В ходе разбора рисунков акцентировали свое внимание на то, что ребенок зафиксировал, а также на цвета, которые были задействованы им в ходе рисования.

После рисования ребенка просили вербализовать свой рисунок т.е. рассказать чего боится он.

Далее сравнивались с нормами проявления возрастных страхов
по А. И. Захарову.

Вследствие анализа таблицы видим, что большинство детей нарисовали «темноту», что составило 39,96 % от общего числа детей из них 2 из 1 группы, 4 из 2 группы. 19,98% детей нарисовали «чужих людей» из них 1 из 1 группы, 2 из 2 группы. У 19,98% представили в рисунках «огонь» из них 1 из 1 группы, 2 из 2 группы.

Ниже показаны результаты методики «Кутталгын уруһуйдаа» (см. диаграмма 2)

Диаграмма 2

Из разбора видим, у некоторых отмечается симптомокомплекс раздражительности, т. е. тёмные оттенки, штриховка, учащённые линии, нажим на карандаш сильный, вытеснения, большие глаза, либо зачерченные. Часть участников нарисовали на листочке бумаги себя чрезвычайно маленькими, или не дорисовали себя, что указывает о самокритичности или низкой самооценки. Дети отобразили персонаж или объект с усиленным нажимом карандаша, либо сильно вычерченным контур, обведённый его несколько раз или же чрезвычайно тонкой трясущейся линией, так бы не решаясь запечатлеть.

Далее проведена диагностика по тесту «Остуоруйа» Луизы Дюсс.

Цель этого теста выявить уровень проявления страхов у детей.

Нами была использована сказка про «Куттал».

В ходе исследования детям предлагалось послушать сказку: «Биир уолчаан оргууй аҕай этэр: «Кутталыын!» Уолчаан туохтан куттаммытый?» (Перевод на якутский язык «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»)

Путем продолжения сказки детьми определяется количество детей имеющих два типа ответа: типичные нормальные или типичные тревожные.

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего
не боится, просто пошутил» и т.д. [5].

Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д. [5].

В ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс, мы получили следующие результаты: так «Типичные нормальные ответы» выявлены
у 4 (26,66%) испытуемых из них 3 из 1 группы, 2 из 2 группы.

«Типичные тревожащие ответы» выявлены 10 детей а, это 66,67%,
из них 4 из 1 группы, 6 из 2 группы.

Результаты представлены на диаграмме (см. диаграмма 3)

Диаграмма 3

Для более тщательного изучения полученных итогов диагностических методик мы составили сводную таблицу результатов по всем методикам.

Таблица 1.

 

«Куттал дьиэ иһигэр»

«Кутталгын уруһуйдаа»

«Остуоруйа»

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Присутствие страха

9

60

15

100

10

73,33

Отсутствие страха

6

40

   

5

26,64

Всего

15

100

15

100

15

100

Осуществленная диагностическая программа позволила выявить,
что в данной группе у 77,77% детей выявлен высокий уровень страхов.

Таким образом мы подметили причинные страхи у детей дошкольного возраста. У 1 группы ярко выражены страхи войны, темноты, смерти, одиночества, а у 2 группы страхи врачей, животных и насекомых, других людей, также темноты.

Тем не менее следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее благополучно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и в большей степени имеют возрастной переходящий характер.

Ссылки на источники:

Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Костикова и др.: под общ. Ред. И. В. Костиковой. – М. : Аспект Пресс, 2005.

Денисова, Р. Р. Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста: дипломная работа / Р. Р. Денисова. – Москва, 2007.

Новая философская энциклопедия. Том третий Н-С / Коллектив авторов – Москва: МЫСЛЬ, 2010.

Панфилова А. П. Психология общения / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2013.

Тючкова, О. О. Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии / О.О. Тючкова // Инфоурок, 2017. – URL: https://infourok.ru/korrekciya-strahov-u-detey-posredstvom-skazkoterapii-2293245.html (дата обращения 25.10.2022)

Просмотров работы: 53