Исторический портрет государственного и военного деятеля Северо-Кавказского имамата Хаджи-Юсуф Сафарова - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Исторический портрет государственного и военного деятеля Северо-Кавказского имамата Хаджи-Юсуф Сафарова

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Хаджи-Юсуф Сафаров родился в чеченском селе Алды(чеч. Бух1ан-Юрт).В источниках и научной литературе личность его упоминается как «Юсуф-Хаджи, Юсуф Хаджи, Гаджи-Юсуф, Аджей Юсуф, Юсуф-Гаджи-Эфенди Сафаров, хаджи Юсуп, Хаджи-Юсуф Сафароглы.В дагестанских документах он именуется хаджи Йусуфом ал-Мисри, т.е. египетским, или египтянином. Подписывался как хаджи Йусуф-афанди Сафар-заде, а сам он обозначал себя «чужеземцем» (иностранцем; «гариб»).

В пятилетнем возрасте Юсуф-Хаджи с отцом отправился в Мекку, гдепо пути тот умер. Мальчик остался в Турции, где через несколько лет поступил в турецкий корпус, находившийся в Египте под начальством паши Магомеда-Али.Юсуф-Хаджи изучил арифметику, инженерное искусство, устройство крепостей и траншей; положил основание многим городам и проводил воду к ним. Овладел арабскими и и турецкими языками; более того знал десять кавказско-горских языков; издал правила для конных и пеших войск, научился делать подкопы для взрыва крепостей, поджигать порох. Юсуф-Хаджи дослужился до чина полковника (меиръ-алай). Многогранные познания позволили ему по праву считаться учёным, каким он и слыл среди его единоверцев. В 1840 г. из Египтаон поехал на родину в Чечню с целью забрать мать ,однако попал в войска Шамиля»[1, с 330-332].

По некоторым сведениям о жизни и деятельностиХ.Ю. Сафарова, которые основаны на его личных показаниях, извлеченных из архива Кавказского горского управления он «был у Шамиля первым между наибами, устраивал и расширял его владения, стал известен всем горскимнародам. И как он сам утверждал, иман Шамиль, ни своим старшинством, ни насилием, без посредничества и знания военного дела не достигал бы того, что делал с ним»[2]. Юсуф-Хаджи весь свой ум, талант, знания привлекна создание сильного государства, помогая в создании государственных учреждений и реорганизации армии, строительстве крепостей, налаживании дипломатической службы. Он стал своего рода министром иностранных дел в имамате, осуществляя переписку Шамиля с правителями и лидерами других государств и народов.Как инженерЮсуф-Хаджиотвечал за фортификационные вопросы и как бывший офицер на службе у египетского паши Магомеда-Алипомог имаму создать регулярную пехоту. Чеченец Юсуф-Хаджи соавтор «Низамов» - законоположений в государстве горцев Северо-Восточного Кавказа[3]. Юсуф-Хаджи проявил себя и как картограф, известные сейчас карты имамата были составлены им в 1850-1853 гг.

В начале 40-х годов XIX в. по территории Чечни были учреждены крупные наибства. В горной части Чечни: Ауховское, Ичкеринское, Большая Чечня, Мичиковское, Малая Чечня, наибства «Шубута и Джаберла», а в западной части Чечни - Галашское[4,c.180]. Вмае 1843 г.Шамиль по совету Юсуф-Хаджи созвал съезд в Андии, на котором были объявлены составленныеновые положения и «низамы» (указы), регулирующие различные стороны жизни имамата. После съездаШамильназначилЮсуф-Хаджинаибом над частью Малой Чечни в помощь мудиру (управляющий)Ахверды-Магоме.

Таким образом, за короткий период времени он стал влиятельным человеком в имаматеи многое делалось по его совету и с его непосредственнымучастием.Как источники нам говорят, что по совету Юсуф-Хаджив Имамате:

Были введены должности наибов и мудиров;

Были составлены регламенты для должностных лиц имамата (представлявших исполнительную и судебную ветви власти);

Было организовано регулярное войско, с подразделением на десятки, сотни;

Была составлена молитва, которая читалась после пятничного намаза во всех мечетях Имамата.

Два из перечисленных пунктов (2 и 4), были реализованы непосредственно им самим, а 1 и 3 пункты по его совету.Однако, как отмечает дагестанский исследователь М.А. Мусаев «превосходство перед Шамилем в науках заставило того сделаться врагом Йусуфа.Имам из-за зависти и корысти, желая унизить перед народом и овладеть имуществом, обвинил его в измене, вдоставлении секретных сведений русским о положении дел в горах. 1853 г. Юсуф-Хаджи был отправлен в ссылку в селение Тинди, называемое «Шамилевская Сибирь», где провёл 3 года в темнице.

В 1856 г. не надеясь на милость Шамиля в будущем, он решился бежать из заточения под покровительство русского начальства и из безопасного убежища отомститьШамилю» [1,с.348]. В письме князюА.И. БарятинскомуЙусуф сообщал, что знает многое о Шамиле и его войсках, указал ряд крепостей на территории Имамата (Риси, Ири, Чох, Уллу, Чалда, Харакань, Ведено, Гуниб, Салты, Гергебиль, Шуаиб-капа) построенных под его руководством[5, с. 1−3]и «надеялся быть полезным русскому правительству иуничтожить все сделанное им у Шамиля, поскольку хозяин дома лучше знает, что в нем делается». Но скоропостижная смерть прекратила его замыслы»[1,с.350].

В 1856-м году через несколько месяцев после бегства в Грозную Юсуф-Хаджи скончался.Так закончилась сложная, противоречивая и трагическая жизнь этого талантливого и замечательного во многих отношениях государственного деятеля имамата Шамиля.Чеченец из села Алды сыграл заметную роль в становлении административных и военных институтов Имамата, строительстве фортификаций, в коммуникациях с чиновниками Османской империи; его считают одной из важных фигур эпохи Шамиля, «закулисным умом имама».

Список использованных источников и литературы:

Мусаев МА. Наиб иманатаи советник Шамиля Хаджи Йусуф: биография в контексте критики автобиографии//История, археология и этнография Кавказа.Махачкала, 2021.Т.17.№ 2 .С.330-351

Сафаров Юсуф-Хаджи - Электронная энциклопедия Имена Кавказаhttps://imenakavkaza.ru/biographii/safarov_yusuf_khadzhi/ (дата обращения 25.02.2023)

Овсянников Д. В.Шейхи и мюриды тариката Накшбандийя и их роль в имамате Шамиля//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.http://jurnal.org/articles/2009/hist16.htm (дата обращения28.02.2023 )

Ахмадов Я. Имамат Шамиля - государство горцев Чечни и Дагестана // Чеченцы: История и современность / Сост. и общ. ред. Ю.А. Айдаева.М., 1996.- 352 с

Линевич И.П. Карта горских народов, подвластных Шамилю (с приложениями) // Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис, 1872. Ч. 1. Отд. 2. С. 1-3.

Просмотров работы: 30