В настоящее время при определении познавательной активности ученые опираются на два подхода: активность как деятельность (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.В. Коротаева, Т.И. Шамова), активность как черта личности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Шорохова, Г.И. Щукина), данные подходы, на наш взгляд, дополняют друг друга.
По мнению В.В. Щетининой, «познавательная активность – это «интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [2].
Касательно, познавательной активности старшего дошкольника, то – это качество личности, которое выражает инициативное, действенное отношение дошкольников к познавательной деятельности, а также проявление интереса, самостоятельности и исполнительности, волевых усилий в процессе познания.
Формировать данное качество возможно в процессе познавательной деятельности при следующих условиях:
уровень интеллектуального развития должен соответствовать желанию и готовности познавать;
познавательная деятельность должна осуществляться по схеме от заинтересованности через возможность действовать к формированию устойчивых интересов;
эмоциональность должна находиться в тесной взаимосвязи с предлагаемой информацией.
Далее следует указать, что изучением познавательной сферы занимались П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др., которые установили ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей. В работах Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец и др. было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность познавательных процессов у детей требует различных средств ее развития.
Одним из эффективных методов развития познавательной активности является экспериментирование. Экспериментирование – это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей [6, c. 34].
В работах педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование [3, с. 29].
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой» [1, c. 10].
Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы
Чтобы организационно-методический аспект экспериментирования был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования [7, c. 54]:
отбор содержания знаний;
соответствие их с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню знаний детей;
уровень готовности детей;
необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом;
учет пространственной организации наблюдений;
отбор материала для эксперимента;
создание предметно-развивающей среды;
соблюдение правил по технике безопасности;
охрана жизни и здоровья детей;
соблюдение структуры организации опыта.
В завершении важно подчеркнуть, проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нем участвовать одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта.
Таким образом, представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.
Список использованной литературы
Арефьева О.А. Формирование познавательной аткивности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности / А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). – № 2. – 2019. – С.1-11.
Бардин К.В. Как научить детей учиться: Методические рекомендации / К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 2007. – 183 с.
Ватлина Е.А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240).
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.). – М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: учебное пособие /Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, А.Р. Филиппова; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. – М.: Издательский дом Академия Естествознания, 2015. – 142 с.
Тогатай М.М. Экспериментирование как средство познания окружающего мира // Проблемы современной науки и образования. – 2016.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.