Станица Ассиновская (Эха-Борзе, Ах-Борзе) — населенный пункт Чеченской Республики, находящийся в Сунженском районе в 42 километрах к западу от города Грозный.
В средние века на месте заложенной позже станицы находилось чеченской село Эха-Борзе. Станица Ассиновская была основана в 1847 году и получила свое название от реки Ассы, протекающей на территории населенного пункта.
В станице Ассиновская проживают представители многочисленных чеченских тайпов: аккхий, дишний,хачарой,галай мялхий, хилдехьарой, мулкой, орстхой, химой, майстой, терлой, хакмадой, нашхой, чантий, зумсой, тумсой, ялхорой.
Во всех политико-правовых взаимоотношениях традиционного чеченского общества основным субъектом являлась общность, интегрированная на основе социальных и религиозных нормативов. «Автономная самоуправляемая единица, как общность, находила свое выражение в «тайпе», «тукхуме» и послужила объяснением исторического выбора стратегии на агрессивное отторжение других моделей политико-правового управления этого региона» [1].Отметим, что тукхум - это родовой союз, представляющий собой один обширный тайп, исторически разделившийся на ряд более мелких, или объединение населявших какую-либо определённую территориальную область тайпов разного происхождения[2]. Как отмечает чеченский просветитель М.А.Мамакаев чеченские тукхумы образовались на рубеже XVI–XVII вв. В Чечне было 9 тукхумов: Нохчмахкхой, Аьккхий, Т1ерлой, Ч1ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч1антий и Эрштхой[3, с.15,16].
Чеченский этнос состоит из множества различных родовых обществ - тайпов, которые возникали «на основе их практических потребностей, нацеленных на защиту семьи, близких и дальних родственников и реализации их бытовых, земельных, хозяйственных интересов. Чеченский тайп — это братство, т.е. ассоциация родственных и неродственных (социальных) групп, объединённых едиными социальными, экономическими интересами и мифологическим родством. Известный чеченский учёный и этнограф С.А. Натаев составил перечень чеченских тайпов из 366 названий , среди которых есть исчезнувшие тайпы и инородного происхождения»[4,с.97].
В числе коренных чеченских родов значится более 100 тайпов, в том числе айткхалой, беной, Билтой, зумсой, майстой, нашхой, тумсой, хачарой, маьлхи, чинхой, саттой, мержой, цонтарой, ялхарой и многие другие»[5, с.4].
Общество Маьлхиста было расположено в бассейнах Меши-хи и Бяста-хи, левых притоков реки Чанты-Аргун. Протяженность малхестинского ущелья 18–20 километров. Многие из аулов, в которых жили малхестинцы, были расположены на южном (солнечном) склоне горы Коре-Лам, тянущегося параллельно Главному Кавказскому хребту. Может быть, это обстоятельство и послужило поводом называть жителей ущелья «маьлхи», что в буквальном переводе означает «солнечники». Но возможно и другое толкование. Малхестинцы в языческий период были, как и многие народы, солнце- и огнепоклонниками. Об этом говорят как предания самих малхестинцев, так и многочисленные солярные знаки, высеченные на старинных сооружениях: жилых и боевых башнях, на склепах и культовых святилищах и храмах. Поэтому можно предположить, что и все ущелье носит название Маьлхиста. Что первая часть слова «малх» — «солнце», не вызывает сомнения. Окончание — иста может обозначать и чеченское «йист» — «край» говорит то обстоятельство, что в районе верхнего течения Чанты-Аргун есть и другие топонимы с окончаниями - «ста», — «иста»: БIаьниста, МIайста, МогIуста, Нохараста и другие.
Есть версия, что — иста восходит к тюрк., «стан». В этом случае название топонима будет Маьлхистан. Конечное «н» в чеченском языке обычно отбрасывается, например, в заимствованном с русского слова «стака»— «стакан». В пользу того, что окончание — «иста» может быть усеченным «стан» говорит топоним Дагестан. Чеченцы произносят его ДегIаста (без конечного «н»). По мнению ученого-филолога А. Д.Вагапова, название Маьлхиста восходит к топониму МалгIи, в значении «солёный (источник)». Учёный предположил связь названия области с афганским словом малгин — «солёный» и арабским корнем «млхь», также, возможно, давшим словоформу малхьи — «солёный». В подтверждение этой точки зрения исследователь приводил некоторые топонимы в МаЬлхисте и прилегающих районах, связанные с соледобычей: Берамчуоь — «соляная копь», Берам-Iина — «к соляной балке», Биерамашка — «к соляным копям». Согласно гипотезе А. Вагапова, название возникло в период вторжения армии Тамерлана на Северный Кавказ в 1395—1396 годах. Также он приводит ещё одну версию происхождения названия, но уже не связанную с соледобычей и не по схеме «от топонима к этнониму». Исследователь предположил, что в случае с этнонимом маьлхьи, первичное название могло быть дано по наиболее ярким признакам представителей этногруппы, возводя этимологию к арабскому слову малихь — «красивый», «миловидный», «прекрасный» [6, с.63].
Майстой - один из чеченских исконных тайпов, не входящих в 9 традиционных тукхумов, имеющий свою гору Майстойн-лам (Дакох-корт) (4493 м). Представители этого тайпа ныне проживают Урус-Мартановском и Сунженском районах Чечни, а также в ущелье Панкиси (Грузия), в долине реки Алазани.
Майста(в переводе с чеченского – «высокогорный, верхний, край») – древняя историческая область Чечни. Она расположена в высокогорье, к востоку от реки Чанти-Аргун, вдоль границы с Грузией [7].
Майстинцы славились своими мудрыми лекарями, хорошо лечившими раны, делавшими ампутацию органов и даже трепанацию черепа. Майстинцам, например, еще задолго до появления русских на Кавказе, известна была прививка от оспы. Они славились и как искусные строители боевых и жилых башен. И наконец, майстинцы славились и как знатоки адата - тайпового права. Именно сюда, в Майсты, который в силу своего географического положения был защищен от всевозможных нападений врагов, съезжались старейшины тайпов на официальные совещания для обсуждения адатно-тайповых вопросов.
Нашхой — это один из самых больших чеченских тайпов, который в традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, не входящим ни в один из тукхумов. Историческая родина — область Нашха. Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха — то он коренной житель Чечни. Нашха, по всей видимости, сложилась как естественный центр чеченцев вследствие ее крайне выгодного географического расположения в теснинах гор. Здесь чеченцы укрылись от полчищ монголов в XIII веке, орд Тамерлана – в XIV веке, крымско-касогского завоевания – в XV веке и разрушительных шиитско-иранских походов конца XV–XVI веков. Каждый раз беженцы находили спасение в Галанчожском районе, что должно было оказать на них и их потомков сильное психологическое воздействие, и как следствие – почтительное отношение к своему убежищу. В Нашхе располагался главный народный орган власти чеченцев – Мехк-Кхел, который до выделения из него в середине XVII века Мехк-Кхеташо (как отдельного законодательного органа власти, постоянно перемещающего свою ставку) носил судебно-законодательные функции, а затем – судебную функцию. Мехк-Кхел выступал также в роли Верховного суда, где истцами могло быть обжаловано решение местного (сельского – къеда, или районного – махкама) суда. Считается, что 12 судей Мехк-Кхела собирались на горе Эрда-Корта вблизи сел Моцарой и Чармахой. Здесь же, в Моцарое, хранились главные реликвии чеченцев, связанные с Мехк-Кхелом – Къоман Яй (Национальный Котел), Къоман Тептар (Национальная Летопись) и Къоман МухIар (Национальная Печать). Котел помимо прямых функций имел также символическое значение как фактор объединения чеченцев, имена предков которых были внесены на его медные плиты. Тептар представлял собой главную летопись, в которой отражались события в истории народа и решения Мехк-Кхела; МухIар – был печатью, которой скреплялись решения и документы, выдаваемые Мехк-Кхелом. Приведенные сведения о реликвиях чеченцев обнаруживают преемственность из Урарту – переднеазиатского государства, письменность которого была расшифрована с помощью чеченского языка. В Урарту также имелось поселение Муцар в горах Ардини, где располагался главный религиозный центр урартов и храм, в котором хранились два котла и печать Багмашту. Это обнаруживает прямую аналогию с Нашхой, селом МоцIар, горой Эрда-Корта, Мехк-Кхелом и тремя национальными реликвиями чеченцев [8].
Нашха имеет древнюю преемственную традицию. Это - национальный духовно-религиозный и, в какой-то период, политический центр чеченцев. А значит, - прародина многих чеченских тайпов.
Список использованной литературы и источников:
Ахмадеев К.Н.Базовые характеристики традиционного чеченского общества: хозяйственно-экономический и политико-правовой аспекты«Общество: политика, экономика, право». Краснодар, 2017 https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-harakteristiki-traditsionnogo-chechenskogo-obschestva-hozyaystvenno-ekonomicheskiy-i-politiko-pravovoy-aspekty(дата обращения 24.02.2023)
В горах за Тереком: история и культура чеченского народа (часть VI) - https://history-thema.com/v-gorah-za-terekom-istoriya-i-kultura-chechenskogo-naroda-chast-i/ (дата обращения 25.02.2023)
Натаев С. А. К вопросу об институте «Тухум/тохум/ тукъум/тукхам» у народов Кавказа //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Ростов-на-Дону, 2015 https: //www.online-science.ru/userfiles/file/cvod3l7vpr5uhdtup7auww5posfwyuu5.pdf (дата обращения 26.02.2023)
Мамакаев М.А.Чеченский тайп (род) в период его разложения. — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2009. — 109 с.
Натаев С. А.Квопросу огенезисе чеченского тайпа//Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону 2015 № 2. С.92-98
Дахо.А.А. К вопросу об этнической структуре нохчий /чеченцев (размышления,комментарии)//«GLOBUS»: Гуманитарные науки Том 7 #1(39), 2022. С.3-10
Вагапов А. Д. Этимологический словарь чеченского языка:этимол. слов./ Сост. А. Д. Вагапов, науч. ред. М. Р. Овхадов, реценз. И. Ю. Алироев, Х. Б. Навразова. — ЧГУ. — Тбилиси: «Меридиани», 2011.— 734 с.
Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Нальчик: «Эль-Фа», 1997.
Тесаев Амин. Нашха - историко-географическая область https://proza.ru/2021/03/31/1690(дата обращения 25.02.2023)