К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Усатенко Е.В. 1, Федорова Ю.Ю. 1
1МГУ им.адм. Г. И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире работник практически любой профессиональной сферы деятельности может столкнуться с эмоциональным выгоранием, так как оно является результатом комбинации различных стрессов и личностных факторов, но люди, работающие в системе «человек-человек», по таким специальностям как, например: юристы, психологи, педагоги, врачи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д., постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости.

Негативное влияние данного синдрома особенно сильно отражается на профессиональной деятельности педагога, которая представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Говоря о деятельности педагога младших классов необходимо подчеркнуть его важную роль в формировании и воссоздании целостного мира ребенка в контексте его взаимодействия со значимыми взрослыми, желании помочь ему в самосовершенствовании и самореализации для дальнейшего развития и успешного продвижения во взрослой жизни [5].

Исследованием феномена эмоционального выгорания занимались многие ученые как зарубежной психологии, среди которых К. Маслач, С. Джексон, Э.Пайнс, Е. Аросон, В. Шауфели, М. Ляйтер, Х. Фишер и др., так и в отечественной – Н.Е. Водопьянова, Т. В. Форманюк, В. А. Абрамов, В. В. Бойко, Е. И. Чердымова, Е. Л. и др. Среди вышеперечисленных авторов, хочется выделить научный взгляд В.В. Бойко, который понимал под эмоциональным выгоранием определенный приспособительный, защитный механизм психики человека, другими словами, процесс полного или частичного исключения эмоционального реагирования в ответ на ситуации травмирующего характера. Подобная защита приобретается чаще всего в профессиональной сфере, она позволяется дозировано и экономно расходовать энергетические ресурсы, однако при этом могут возникать и следствия, когда выгорание негативно влияет на профессиональную деятельность работника и развитие личности [1, 2].

Профессия педагога предъявляет определенные требования прежде всего именно к личности специалиста, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношении к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. Есть также профессионально обусловленные требования к учителю младших классов, они подразделяются на две группы. Первая включает психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а для второй: научно-теоретическую и практическую профессиональную деятельность как основу профессионализма.

Исследователи считают, что вся суть педагогического труда заключается в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека. Главную функцию учителя можно представить в виде других, частных функций: целеполагание, диагностическая, прогностическая, проективная, планирования, информационная, организационная, оценочно-контрольная и аналитическая. Все они направлены на реализацию «педагогического проекта», под которым понимается любая педагогическую акция. Осуществление функции приводит к определенному результату. На стадии подготовительного этапа это - цель, диагноз, прогноз, проект и план. На стадии реализации проекта это - информация, организация, оценка, контроль и коррекция. На стадии завершения - готовый результат.

Среди особенностей педагогической деятельности учителя начальных классов, влияющих на повышенный уровень нервно-психического напряжения, называются: высокая социальная ответственность за результаты своих действий; информационные перегрузки в сочетании с дефицитом времени на усвоение и переработку непрерывно поступающих сведений; неопределенность возникающих педагогических ситуаций; необходимость быстрого принятия решений и их реализации при дефиците информации о случившемся; повседневная рутина, выражающаяся в стандартности, повторяемости элементов, высокой технологичности труда преподавателя; ролевая конфликтность; социальная оценка – необходимость являться объектом наблюдения и оценивания как со стороны обучающихся, так и со стороны администрации, а также представителей вышестоящих инстанций; организационные проблемы, включающие в себя такие недостатки в организации деятельности педагога, как несоответствующий научной организации труда режим трудовой деятельности, чрезмерная перегруженность преподавателей; отсроченность и относительность результатов деятельности [2].

Помимо классических стрессогенных факторов, на современном этапе развития общества добавился еще и информационный стрессовый аспект деятельности педагога. В век инновационных технологий подрастающее поколение все больше времени уделяет различного рода гаджетам. Родители с детства приучают детей к использованию телефона, чтобы чем-то их занять. Так, подрастая, они все больше времени проводят, просматривая видео или же общаясь в социальных сетях. Дети используют гаджеты не только дома, но и в стенах школы и как на перемене, так и на уроке, что сильно мешает получению каких-либо знаний, а также в какой-то степени обесценивает фигуру учителя. Молодых учителей начальных классов все больше и в силу их недостаточной зрелости подобное поведение со стороны учеников может снижать мотивацию учителя и рушить его идеальное представление об учебном процессе, а как пишет Ковальчук М. А. в своих исследованиях, синдром эмоционального выгорания – это «плата» за неадекватно завышенные ожидания, связанные с профессией и выполняемой работой. При этом, следует отметить, что, зачастую, особенно в настоящее время, те усилия, которые прикладывает педагог, чтобы дать ученикам важную для их дальнейшего развития информацию, не дают больших результатов и должной отдачи со стороны обучающихся, которые больше заинтересованы в имеющихся у них девайсах, чем в преподавателе. Как следствие, подобное обесценивание фигуры учителя может приводить к нереализованным ожиданиям и как следствие – рассогласование мотивов личности и деятельности преподавателя, разбалансировке индивидуально-типологических и социально-психологических характеристик личности, редукции личных и профессиональных достижений, а также к длительным негативным эмоциональным состояниям – разочарованию в своем труде и апатии [3, 6].

В заключение можно сказать, что профессия педагога – одна из тех, в которой эмоциональное выгорание является наиболее распространенным. Это связано с высоким уровнем ответственности из-за которого со временем у учителей развиваются различные профессиональные деформации, оказывающие негативное влияние на осуществление профессиональной деятельности и на психологическую структуру самой личности.

Список литературы

Абрамов В. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания на этапе мета обзоров // Журнал психиатрии и медицинской психологи. 2008. № 1 (18). 117-123 с.

Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / СПб.: Питер, 1999. 105 с.

Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. Санкт-Петербург.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011.160 с.

Ковальчук М. А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография / Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/131307 (дата обращения: 14.05.2022).

Чердымова Е.И. Чернышева Е.Л, Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара.: Издательство Самарского университета, 2019. 124с.

Просмотров работы: 36