К ВОПРОСУ О СТИЛЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ О СТИЛЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

Острожков Н.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет 3
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестно, что каждый обучающийся усваивает знания по-разному, в силу своих индивидуальных возможностей. Один курсант обладает, например, хорошей памятью, и, не всегда понимая сущность знания, осуществляет его механическое запоминание и воспроизведение. Другой, наоборот, не может запомнить и воспроизвести учебный материал пока не уяснит его сути. Таких и подобных различий существует множество. Они могут быть связаны с особенностями развития познавательных процессов, волевых и эмоциональных качеств, индивидуально-психологических характеристик (темперамента, характера, наклонностей, мотивации и др.).

Эти особенности носят комплексный характер и могут быть представлены как слагаемые стиля учения, рассматриваемого как индивидуально-своеобразные способы усвоения учебной информации.

Стиль учебной деятельности обладает компенсаторными характеристиками, что означает в случае недостаточного развития тех или иных психических процессов, обеспечивающих усвоение учебного материала, компенсацию другими, более развитыми процессами. Если курсант не может сразу запомнить учебную информацию, ему необходимо приложить для этого волевые усилия, для чего в свою очередь требуется соответствующая мотивация. Как будут осуществляться волевые усилия, какая будет мотивация – будет определяться индивидуальными особенностями курсанта.

Нет хороших или плохих стилей обучения, все позволяют достичь необходимого результата за счет особенностей самоорганизации учебной деятельности. Однако, следует отметить их разную энергетическую затратность, выражающуюся в том что при достигнув одинакового результата, один курсант может не ощущать никакого утомления, а другой будет крайне истощен как физически, так и морально.

Кроме того, эффективность тиля учебной деятельности может быть оценена по качеству знаний – механически запомненных или осознанных, прочно усвоенных или поверхностно.

Одной из психолого-педагогических проблем в исследовании стилей учебной деятельности является проблема совмещения стилей учения с методами обучения. Можно предположить, что условием успешного обучения будет их совпадение. То есть необходимо подстроить процесс обучения под каждого курсанта так, чтобы учитывать особенности организации его познавательной деятельности. Но в условиях традиционного обучения, когда в учебной группе находится 20-25курсантов, это представляется весьма затруднительным, даже при условной попытке дифференцировать курсантов в группы по стилям обучения.

Поэтому целесообразным представляется корректировка не самой организации процесса обучения, а стилей учебной деятельности. В этой связи возникает вопрос – а какой стиль учебной деятельности лучший? В чем его отличительные особенности? Вариантов ответа может быть целое множество. Но есть главный признак – эффективный стиль учебной деятельности обеспечивает формирование у курсантов компетенций, имеющих высокую степень обобщенности, адаптивности, устойчивости.

Следует отметить, что стиль учебной деятельности включает не только познавательные аспекты, но и стилевые особенности саморегуляции, такие как планирование, гибкость, программирование, самостоятельность.

Просмотров работы: 4