Проблему мотивации курсантов к военной службе необходимо решать комплексно, с одной стороны на государственном и общественном уровнях, создавая условия, способствующие формированию мотивационной готовности будущих офицеров к военной службе, повышению статуса офицера, а с другой стороны – в вузе, совершенствуя систему воспитания, и прежде всего воинского.
Комплексность решения проблемы военно-профессиональной мотивации курсантов, их мотивационной готовности к реальной и будущей военно-профессиональной деятельности предполагает целенаправленную деятельность субъектов воспитания, в числе которых: государство и органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные организации и религиозные конфессии, семьи, командиры (начальники) и органы военно-политической работы, кафедры и профессорско-преподавательский состав, курсантские коллективы и др.
Вышеназванные субъекты воспитания решают воспитательные задачи на разных уровнях.
На социокультурном уровне осуществляется консолидация деятельности органов государственной власти, ведомственных, общественных организаций по решению проблем воспитания на основе государственной политики, в том числе укрепления репутации армии, повышения престижа военной службы.
Репутация армии является важнейшим фактором ее развития, среди путей повышения которого можно выделить:
разработку и последовательную реализацию в жизнь государственной политики по созданию в общественном сознании положительной репутации армии;
тесную координацию различных ведомств и служб по созданию положительного имиджа Вооруженных сил;
разработку концепции представления Вооруженных сил как мирового научно-технологического лидера с неограниченными перспективами;
развитие национальной военной идеологии;
совершенствование системы тылового обеспечения, развитие системы здравоохранения, повышение денежного довольствия, расширение возможностей профессиональной переподготовки и трудоустройства и др.
На вузовском уровне вопросы воспитания и формирования готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности решаются в рамках полномочий, определенных приказом Министра обороны РФ №308 от 30.05.2022 г. «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
В тоже время можно предложить ряд рекомендаций, которые будут способствовать совершенствованию воспитательной работы:
ввести в курсантские подразделения вместо курсовых офицеров должности заместителей по военно-политической работе с определением круга функциональных обязанностей, связанных с организацией воинского воспитания;
совершенствовать систему профессионального отбора поступающих в вуз не только по образовательному, психологическому и физическому, но и нравственно-ценностному критерию;
увеличивать степень самостоятельности курсантов в организации своего учебного времени с одновременным повышением ответственности;
реализовать постоянную систему мониторинга процесса военно-профессиональной мотивации на 1-3 курсах и уровня мотивационной готовности к военно-профессиональной деятельности на 4-5 курсах.
На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания и формирования мотивационной готовности выступают сами курсантские коллективы, группы, объединения, общности.
На межличностном уроне воспитание представляет собой практику межличностного взаимодействия, как горизонтали, так и по вертикали.
На интерперсональном уровне субъектом воспитания является сам курсант.
Представляется целесообразным для достижения высокого уровня мотивационной готовности к военно-профессиональной деятельности на вузовском, социально-психологическом, межличностном и интерперсональном уровнях внедрить комплекс организационных, информационно-пропагандистских, социально-правовых, морально-этических и других мероприятий государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического, экономического, экологического, физического воспитания.
В качестве путей повышения эффективности воспитательной работы по формированию мотивационной готовности можно выделить: научно-обоснованное планирование воспитательной работы; принятие педагогических решений с учетом ценностных установок и ориентаций курантов; обеспечение единства воинского обучения и воспитания; активизацию работы по воспитанию на боевых традициях российской армии; обеспечение личной примерности офицеров в вопросах дисциплины, выполнения служебного и воинского долга и др.