Нет сомнения в том, что на протяжении всей истории развития и становления нашего государства важнейшим условием его силы и могущества являлось единство народа и его сплоченность, а духовную ценность составлял патриотизм, который помогал преодолевать невзгоды, трудности и лишения.
Мы рассматриваем патриотизм, как нравственный и политический принцип, своего рода социальное чувство, содержанием которого является истинная любовь к Родине, к своему народу, готовность пожертвовать своими ценностями, интересами и даже жизнью ради неё[1].
В свою очередь, само понятие «принцип» мы определяем, как правило, исходное начало, база для дальнейшего развития. Таким образом, патриотизм выступает, как главная нравственная идея осознанного служения народу, обществу, государству.
Можно представить, что патриотизм – это фундамент «здания», которое называется «государством», опора его жизнеспособности, важное условие обеспечения деятельности всей системы органов государственной власти, общественных институтов и социальных групп.
Однако, нравственные ценности, правила должного поведения, нормы жизни, утвердившиеся в обществе – это естественный, но не стихийный процесс. Мы отдаем себе отчет в том, что патриотизм не заложен в генах, не вырабатывается нашим организмом, так как это не биологическое и не природное, а социальное качество. Следовательно, оно не наследуется, не передается вследствие химических и иных реакций – это качество формируется у человека на протяжении всей его жизни.
Патриотизм – это основная черта, которая объединяет национальные характеры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, да и всего ближнего зарубежья. Это положение было неоднократно доказано в период ведения многочисленных отечественных войн, целью которых была защита мирного населения и своей земли. Тевтонские рыцари и шведские завоеватели, хазары и печенеги, монголо-татары и половцы, Речь Посполитая и Османская империя, наполеоновская Франция и гитлеровская Германия – велики были испытания, лишения, страдания и утраты для государства, народов нашей страны. Захватническая сущность геополитики зарубежных государств по отношению к России на всех этапах исторического развития вызвали активизацию и подъем русского национального самосознания и других национальностей России. Именно поэтому патриотизм является базой менталитета российского человека, его традицией, основой его национального самосознания, самосознания других народов нашей страны.
И даже сегодня, в период проведения специальной военной операции Вооруженных Сил России на юго-востоке Украины по обеспечению демилитаризации, денацификации и освобождения Донбасса, образцы мужества, героизма, отваги и самопожертвования показывают бойцы отряда «Ахмат» из Чеченской республики, отряды добровольцев из других регионов России, а также республик Абхазии, Южной Осетии, Приднепровской молдавской республики и других стран мира.
В свою очередь, традиции мы рассматриваем как исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные установления, ценности, идеи [2]. Представляется, что именно они составляют социально-культурное и национальное наследие, которое сохраняется в обществе длительное время.
А менталитет народа – это есть устойчивый интеллектуальный и духовный его образ, совокупность мировоззренческих представлений, характерных как для отдельной личности, так и общества в целом [3].
Базовыми чертами нашей ментальности, которую до сих пор не могут ни уяснить, ни расшифровать наши, так называемые, «западные партнеры», являются:
- волонтерское движение, которое включает в себя оказание гуманитарной помощи населению освобожденных территорий Донбасса;
- сбор средств и закупка экипировки, оснащение отрядов наших добровольцев и регулярных частей;
- диагностика, лечение и оказание медицинской помощи, социальное обеспечение населения юго-востока Украины, которое уже стало не нужно руководству своей страны;
- всенародная поддержка наших воинов, письма и рисунки школьников, созданные фонды и представительства, эвакуация населения с опасных территорий, баннеры и билборды, раскрывающие примеры мужества и героизма;
- лечение и обеспечение всем необходимым военнопленных ВСУ, эти и другие мероприятия, выполняемые объединенной группировкой ВС РФ в соответствие с международными договорами.
Однако, следует иметь в виду, что помощь оказывают не только состоятельные граждане и бизнесмены, очень часто помощь исходит от простых людей: пенсионеров, учителей, работников бюджетной сферы.
Именно поэтому, наши традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. А традиционный идеал народов России – сильное централизованное государство, способное формировать и воспитывать патриотов страны, обеспечить целостность общества и необходимый порядок, надежную защиту от иноземных нашествий.
Как следствие, патриотизм всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества государства. По своей глубинной сути патриотизм определяет духовную ценность социума, выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности, общества и государства.
Вместе с тем, нам представляется, что роль патриотизма актуализируется и возрастает в тех случаях, когда объективное развитие государства сопровождается различными социальными и военными конфликтами, когда жизнь граждан, да и страны в целом может оказаться под угрозой. Достоверным подтверждением здесь выступает вся история государства российского.
С сожалением приходится констатировать то, что нынешнее состояние отдельной части молодежи можно охарактеризовать как «потеря смысла жизни», «безразличие». Это выражается в утрате перспективы, в растущей растерянности и тревоге, неуверенности в завтрашнем дне, а также в чувстве безысходности, обманутости, в доминирующих установках жить «одним днем».
Кроме того, обостряется проблема снижение интереса к военной службе, где наиболее общими причинами являются:
- уклонение от воинской службы, основу которой составляет страх перед возможным ухудшением здоровья (в следствие получения травмы или увечья);
- тяготы и лишения военной службы, суровый армейский быт, «дедовщина» и неуставные взаимоотношения в воинских коллективах;
- желание использовать время, необходимое для службы, на различные виды своего образования;
- мнение о бесполезности военной службы, ограниченности свободы действий военных, их кочевой образ жизни (постоянные выезды, учения, тренировки).
Можно сделать вывод, что сформированные представления оказывают влияние на индивидуально-психологические особенности призывников, могут проявляться в виде пассивности, замкнутости, инфантильности юношей, их низкой социальной ответственности.
На наш взгляд, основными факторами формирования положительного образа армейской службы, привлечения призывной молодежи в ряды Вооруженных Сил РФ являются:
Во-первых, реализация на практике основных положений Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [4]:
а) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в любом коллективе, социальной группе: в семье, школе, техникуме, вузе, на производстве;
б) обстоятельное разъяснение основных положений деструктивной идеологии коллективного Запада, ее негативное влияние на сознание отдельных граждан.
С этой целью предлагаем ввести в практику регулярное информирование о ходе и результатах СВО на юго-востоке Украины, на конкретных примерах разъяснять человеконенавистническую политику США, стран-участниц блока НАТО, направленную на демонизацию России, ее Вооруженных Сил;
в) возвращение патриотического воспитания в школу; создание условий для формирования патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению, ветеранам боевых действий.
Основными формами работы здесь могут выступать: уроки мужества, уроки памяти, плановые уроки по военному делу, смотры песни и строя, возложения цветов к памятникам и обелискам, шефская помощь ветеранам войны и труда, уход за могилами и захоронениями воинов;
г) повышение престижа военных профессий, оплаты служебной деятельности, разъяснение льгот для военнослужащих и членов их семей как важной составляющей части их мотивации при овладении воинскими специальностями и профессиями;
д) использование средств массовой информации, социальных сетей, мультимедийных программ по формированию героического образа защитника Отечества, формирование социально-психологической готовности призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах.
Конкретная реализация данного направления работы могла бы включать в себя телевизионное, музыкальное, литературно-художественное и документальное отражение героических подвигов и будней жизнедеятельности Вооруженных Сил России;
ж) профориентационная работа военнослужащих, ветеранов боевых действий в школах и образовательных учреждениях; проведение «дня открытых дверей» в воинских частях и образовательных учреждениях.
С этой целью в частях целесообразно подготовить к демонстрации современное вооружение и боевую технику, современную экипировку и снаряжение, показательные выступления групп спецподразделений.
Уместно отметить здесь, что по поручению руководства факультета в конце января текущего года в МБОУ сош №1 с УИОП я провел классные часы и участвовал в патриотическом мероприятии, посвященном формированию специализированного военного класса, а также принятию учащихся в школьную организацию «Союз Благородных Сердец»;
з) восстановление значимости и практической деятельности организаций ДОСААФ, подготовка призывной молодежи к военной службе по военно-учетным специальностям, создание условий по увлеченности призывников военно-прикладными видами спорта;
к) активизация работы спортивных секций, игр на открытом воздухе, соревнований и олимпиад между классами, школами, образовательными учреждениями; обучение учащихся основным методам дыхательной гимнастики, саморегуляции, помогающих снять усталость, эмоциональное напряжение, повысить жизненный тонус и настроение [5].
Таким образом, патриотизм, как духовная ценность народа, обеспечивает его монолитное единство и сплоченность, помогает преодолевать лишения и трудности современной жизни. А патриотическое воспитание молодежи, ее готовность к службе в Вооруженных Силах и защите священных рубежей Родины – является важнейшей задачей государства, всего российского общества.
Список литературы
1. Белоусов Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность. Мн., 2004. С.38-41.
2. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва. М.: Цитадель, 2000. С. 743.
3. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007. С. 582.
4. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 11.02.2023).
5. Кузнецова Л.Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода / Л.Э. Кузнецова // Молодой ученый. 2012. № 3 (38). С. 324-327.