РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ

Гончаренко Д.Н. 1, Самедова Ю.А. 2
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет 3
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях с возрастанием социокультурных, политических и экономических трансформаций нашего общества большую актуальность приобретает изучение факторов, существенно влияющих на формирование самосознания молодого поколения. Следует упомянуть, что мы сегодня находимся в центре масштабного явления, которое в рамках российского военно-политического дискурса определено как новый тип войны, направленной на уничтожение самосознания общества.

Если обратиться к истории, то еще Карл фон Клаузевиц, служивший в русской армии во времена Отечественной войны 1812 года, писал, что уничтожение противника не ограничивается только физическим истреблением, немаловажное значение имеет подавление его моральных сил. А.А. Керсновский – известный русский военный мыслитель использовал термин «умовая война», где он выделил два взаимосвязанных фактора, касающихся знания (информации) и воли человека. В данной диаде именно воле Керсновский отдавал первоочередную роль.

Примером ментальной войны может послужить идеологическое противостояние между СССР и США в период «холодной войны». На новом историческом этапе, в марте 2021 года советник главы Министерства обороны А. Ильницкий сообщил о начале ментальной войны стран запада против России, целью которой является уничтожение духовной основы общества [1].

Таким образом, ментальная война ведется против нашего государства не одно десятилетие. Сегодня она заключается не только в информационном воздействии посредством особых интерпретаций, смещения смысловых акцентов, культивировании рациональной стороны восприятия жизни, а в полном разрушении национальной культуры, изменении способа нашего восприятия, нашего самосознания в целом [2].

Попытки «взлома» нашей культуры происходят через внедрение элементов западной культуры. Наш народ самобытный и уникальный. Не смотря на то, что в нем сплелись элементы культуры Востока и Запада, российская культура всегда имела неповторимый код, позволявший сохранять свое лицо.

Только благодаря сформированному самосознанию личности возможно предотвратить перепрограммирование основ нашего общества. Именно самосознание как способность понимать свое отличие и уникальность от остального мира позволит сохранить самобытность нашего народа.

Понятие самосознания ввел в научный оборот советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн. Он рассматривал его как возможность человека понимать себя и окружающих. Проводя исследование в данной сфере, Лев Семенович Выготский подчеркнул, что для формирования самосознания необходима способность к размышлению. Именно развитость мышления позволяет человеку сохранять особенность своего образа «Я». Взаимодействуя с окружающим миром, он находит те сходства, которые его объединяет со своим народом, что в конечном итоге является основой для формирования национальной идентичности. Данный процесс развивается во времени. Таким способом конструируется историческая память, включающая в себя всю сумму знаний о прошлом [3].

В условиях глобализации, деструктивных процессов противостояния интересов стран запада, историческая память выступает гарантом сохранения культуры нашего народа. Сегодня история подвергается попыткам фальсификации с целью подорвать ее устойчивые ментальные основы. Знание достоверных фактов, полученных уроков, эмоционально воспринятых и пережитых, формируют собственный критический взгляд на события современности. Именно поэтому история обладает защитной силой в современной ментальной войне.

Значимость ее в сегодняшней ситуации определяется функциями, которые она выполняет в обществе. М.И. Ломоносов писал, что «История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах, каждому – незлобливое увеселение с несказанной пользой соединённое» [4]. На современном этапе эти перечисленные функции можно представить на новом уровне понимания важности истории как науки:

познавательная функция позволяет через знание прошлого анализировать современное особенности развития современного общества;

прогностическая функция дает возможность, опираясь на знания истории, предвидеть последствия принимаемых решений;

воспитательная функция, осуществляясь благодаря тем моральным ценностям, идеалам, которые на протяжении длительной истории развития общества передаются от поколения к поколению, способствует сохранению основ нашей жизнедеятельности.

Таким образом, потенциал истории в условиях ментальной войны достаточно велик. Он может выступать в качестве нейтрализатора негативных замыслов геополитических соперников России, формируя у молодёжи представления о культурных достоинствах народов России, доводя эти представления до уровня убеждений, установок на защиту национальных ценностей.

Сейчас нередки случаи искажений событий Второй мировой и, особенно, Великой отечественной войны. Это попытка уничтожить нравственную ценность подвигов наших предков, не дать сформировать у молодого поколения чувства национальной гордости, справедливости, которая лежит в основе национального самосознания нашего народа.

В сложившейся ситуации особую роль выполняет цикл гуманитарных дисциплин, среди которых особенно следует выделить Отечественную историю. На примере образовательной среды военных вузов можно отметить, что в процессе реализации гуманитарных и социально-экономических дисциплин обращается внимание на вопросы воспитания воинского коллектива, развитию у него способности выявлять и понимать смысл проводимых идеологических операций. Курсанты имеют возможность на примере событий отечественной истории осознать и принять нравственные ценности российского общества и армии, испытать чувство гордости за принадлежность к военной профессии.

Подготовка научных докладов, сообщений, рефератов, посвященных исторической проблематике, выступление с ними на заседаниях военно-научных секций создают благоприятные условия для развития военно-профессионального мышления, что в свою очередь, дает будущим военным специалистам возможность осознать свои интересы, склонности, свою значимость, поверить в свои собственные возможности.

Важной эстафетой исторической памяти являются торжественные церемонии возложения венков в значимые для всего народа даты. Они наглядно демонстрируют историческое прошлое – образец самоотверженности нашего народа, раскрывающий глубокий смысл предназначения избранной курсантами профессии.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками миротворческих операций и локальных конфликтов, сотрудниками музеев являются живым обращением к нашей истории. Их значимость в нынешних условиях мировой политической ситуации трудно переоценить, так как посредством различных политических, социальных, экономических, культурных и информационных технологий, разрыв между поколениями пытаются искусственно увеличить, изолировать молодежь от исторической истины.

Безусловно, существует большой пласт документов, литературы, кино, художественных и музыкальных произведений по этой тематике, но встречи и общение с представителями старшего поколения – это прямая передача жизненного опыта, помогающего понять и раскрыть, почему народ России выходил из трудных ситуаций победителем.

Таким образом, историческая память – это ориентир для многоплановой повседневной работы с молодежью, рассчитанной на создание защитных ресурсов от попыток геополитических соперников и потенциальных агрессоров обеспечить бескровную победу над Россией в ментальной войне.

Список литературы

1 Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19–33. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://amicable.ru/news/2021 /08/02/19513/russia-mental-war/ (дата обращения 24.10.2022).

2 Коровин В. Что такое ментальная война // Взгляд. Деловая газета. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://google.com/amp/s/v (дата обращения 09.11.2022).

3 Гапуров Ш.А., Бугаев А.М. Роль исторической памяти в формировании этнического самосознания // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С 47-50.

4 Кравчук В.Р. История – наука побеждать // Вестник адъюнкта. 2021. № 3 (13). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vestnik-adyunkta.ru/images /2021/3/Kravchuk-2021-3.pdf (дата обращения: 28.10.2022).

Просмотров работы: 12