К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ САМООТВЕРЖЕННОСТИ КАК СУЩНОСТНОЙ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ САМООТВЕРЖЕННОСТИ КАК СУЩНОСТНОЙ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Бондаренко Н.Е. 1, Самедова Ю.А. 2
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет 3
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Произошедшие за последнее время изменения в военно-политической сфере и социально-экономическом положении во всем мире, привели к серьезным трансформациям социальных взглядов российского общества, затронувшим общественные отношения, ценностные основы граждан. По-новому стали расставляться приоритеты в отношениях личности и общества, на передний план вышли проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, патриотизма молодых людей, консолидации общества для решения задач обеспечения безопасности нашей страны.

В сложившихся условиях важное место отводится подготовке будущих офицеров, обладающих не только профессиональной компетентностью, дисциплинированностью, соответствующими психологическими и физическими данными, но и готовностью к самоотверженному выполнению воинского долга по защите своей страны.

Самоотверженность рассматривается как психологическое, социальное, моральное качество личности, выражающееся в способности подчинять свои интересы общественным, жертвовать своими благами, а если потребуется, то и своей жизнью, ради блага других. В условиях боевых действий данное качество проявляется в стремлении выполнить поставленную задачу, преодолев собственный страх.

Очень важно, на наш взгляд, уделить внимание понятию «жертвенность», которое требует уточнения. Начиная с XI по XVII век слово «жертва» употреблялось в контексте дара, принесенного божеству. Здесь подчеркивался его безысходный характер. То есть это был акт, порожденный необходимостью.

Позднее его значение трансформировалось и восполнилось дополнительным значением – добровольным отказом от чего-либо в пользу ни сколько божества, сколько в пользу простого человека. Кроме этого слово «жертва» приобрело еще и страдательную наклонность. В роли жертвы стали определять пострадавшего человека [1].

В академическом словаре современного русского языка жертвенность трактуется уже как способность к самопожертвованию, самоотверженности. Следует заметить, что жертвование собой рассматривается исключительно в гуманистическом контексте [2]. Оно предполагается как акт, осуществляемый на благо других.

Интересен тот факт, что замена божества как адресата живым человеком породило замену слов «жертва», «жертвенность» на «самопожертвование», что в духовном содержании подчеркивает ценностный добровольный выбор человека, его бескорыстие ради более высокой идеи. Именно в этой концепции понятие «жертвенность», «самоотверженность» интересно для нас в рамках осмысления готовности будущего офицера к выполнению воинского долга в любых обстоятельствах.

В психологии существует понятие, близкое по своему значению к понятию «жертвенность» – это понятие «альтруизм». Оно обозначает поведение, направленное на обеспечение благополучия других, даже если такое поведение подвергает опасности самого себя [3, с. 18]. В словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского в значении альтруизма подчеркивается его бескорыстность [4, с. 18]. Таким образом, «жертвенность», имеющая тесное семантическое пересечение с «альтруизмом», понимается нами как готовность бескорыстно жертвовать собой, руководствуясь высшими смыслами, которые определяют содержание поступка. Но данная добродетель приобретает весомость в нашей жизни только тогда, когда человек жертвуя собой, добивается более высоких смыслов. Она основывается на понимании своей роли, чувстве личной ответственности, патриотизме, понимании справедливости целей, ради которых приносится жертва.

Самоотверженность является неотъемлемой чертой представителей многих профессий, среди которых военные – это люди, преодолевающие страх и рискующие собой, защищая Отечество. Наша история содержит множество славных страниц воинской доблести Вооруженных сил, касающихся не только периода Великой Отечественной войны, но периода оказания интернациональной помощи афганскому народу, контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру, военной операции в Сирийской Арабской Республике. Нередки были случаи, когда ради спасения раненых товарищей или отвлечения внимания боевиков российские военнослужащие вынуждали противника сосредоточить весь огонь на себе. Фактором победы в боях не раз становилась сплоченность личного состава, единение командиров и подчиненных, готовность прийти на помощь в минуты смертельной опасности. Много примеров мужества и отваги мы слышим сегодня о героях спецоперации на Украине. Мы должны их знать и помнить, ибо как говорил К.К. Рокоссовский, «только тот народ может считаться великим, который чтит своих героев»!

Анализируя сказанное, можно сделать вывод, что фундаментом для самоотверженности являются такие качества личности, как совесть, нравственность, мораль. При этом самоотверженность не регулируется никакими внешними воздействиями, у каждого человека она подчинена внутренним духовным ориентирам. Формирование самоотверженности у будущих офицеров предполагает развитие их духовных и гражданских качеств, среди которых патриотизм, ответственность, высокая нравственная культура, воинская честь как основа духовного потенциала военного профессионала.

В процессе воспитания духовного потенциала будущих офицеров в условиях военного вуза можно выделить несколько направлений:

вооружение курсантов знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей военно-профессиональной деятельности;

разъяснение будущим офицерам социальной значимости военной службы, их роли в процессе укрепления обороноспособности страны;

целенаправленная организация нравственно значимой деятельности курсантов, в результате которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращающих негативные действия и поступки.

Результаты воспитательного процесса имеют как внешнюю сторону, то есть имеются в виду результаты деятельности курсантов, их поведение, так и внутреннюю – личностные качества. Учитывая данные особенности, следует отметить, что личностные качества играют главенствующую роль, так как они являются основным регулятором внешних проявлений.

В интеллектуальной сфере курсантов происходит развитие мышления, что позволяет им видеть основы человеческой жизни. Это даёт возможность реально оценивать происходящие события, делать правильные выводы в соответствии с системой морально-нравственных ценностей.

В мотивационной сфере формируется система личностных ценностей и установок, которые соотносятся с общественными ценностями. Они определяют направленность будущих офицеров, способствуют становлению их мировоззрения, осознанности курсантами своего места и роли в обществе.

Развитие эмоциональной сферы курсантов оказывает влияние на развитие сферы саморегуляции, в которой у будущих военных профессионалов формируется умение управлять своими физическими и психическими состояниями, что определяет их психологическую готовность к боевым действиям.

Совершенствование волевой сферы личности проявляется в инициативности, уверенности курсантов в собственных силах, настойчивости, что позволяет стойко переносить трудности военной службы.

Таким образом, развитие перечисленных сфер позволяет сформировать самоотверженность как необходимое качество личности офицера, выполняющего свой воинский долг в современных условиях мирового противостояния.

Список литературы

1 Словарь русского языка XVIII века / Под ред. С.Г. Бархударова. СПб.: Наука, 1992. Вып. 7. 263 с.

2 Словарь современного русского литературного языка / Под ред. С.Г. Бархударова. М., Ленигр.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 13. 1515 с. С. 123.

3 Большой толковый психологический словарь / Сост. А. Ребер. М.:Вече – АСТ, 2000. 592 с.

4 Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

Просмотров работы: 7