Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Осипова Т.В. 1, Иванова М.К. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированности целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий, что обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени обучению в школе.

Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Однако на данном этапе развития образования эта область еще недостаточно полно представлена в современных программах. Следует отметить, что во многих научных исследованиях имеются теоретические положения, излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Ю. Н. Кулюткина, Д.Б. Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере.

В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н.Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека». Л.С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности. Н.Г. Морозова считала: познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру. А.Г. Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально- жизненного значения и эмоциональной обольстительностью.

На данный момент исследование предоставило различные точки зрения на вопросы когнитивного развития. Н.К. Постникова рассматривает любопытство как познавательную деятельность, направленную на открытие чего-то ранее неизвестного. В этом случае интерес проявляется как серия проявлений активности (например, количество вопросов, которые задает разлученный ребенок среди показателей успеваемости), но этот метод в основном характеризует, но не раскрывает, формирование собственно генерации интереса механизм. В исследовании А. Валлона когнитивный интерес рассматривается как эмоциональный подход к познавательному материалу. Одним из первых объектов дошкольного познания является предметный мир.

Развитие познавательного отношения к объективному миру определяет успешность развития дошкольника, а зачастую и процесс его социализации. Л.И. Божович, Л.С. Выготский считали, «что в основе развития познавательного интереса у дошкольников лежит потребность во внешних воздействиях, поскольку преобладают особые формы деятельности и положительное эмоциональное состояние». Его формирование активно (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Целью познавательного интереса является желание человека погрузиться в многообразие окружающего его мира и отразить в своем сознании процессы, причины и следствия отношений и паттернов, которые его характеризуют. При этом познавательный интерес к познавательной деятельности напрямую связан с возникновением различных личных отношений: избирательного подхода к конкретной области науки, познавательной деятельности, участия в них, общения с участниками познавательной деятельности. На этом этапе изучения объективного мира и его отношения к нему, научных фактов формируется идеология, природа которой продвигается в интересах познания. На сегодняшний день государством поставлена задача, подготовить новое поколение: образованное, активное, любознательное, инициативное. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

Обучение на основе проектов включает в себя обучение через увлекательные темы, которые позволяют интегрировать осмысленное обучение во все области содержания, в то время как обучение на основе проектов изображений в ранние годы также поддерживает развитие во многих областях. Проектный подход был определен как углубленное изучение темы отдельным ребенком, группой детей или всем классом. Учащиеся и преподаватели вместе определят тему, которую они будут исследовать, ресурсы, которые они будут использовать, и способ отображения их обучения.

Проектный подход приносит детям огромную пользу, поскольку побуждает их активно искать знания. Это может повлечь за собой взаимодействие с людьми в сообществе, окружающей среде и поиск других ресурсов. Это будет способствовать развитию у детей способности к независимости, мотивации и повышению их самооценки.

Проектный подход имеет огромные преимущества и для педагогов, поскольку они указывают детям правильное направление для изучения и освобождают учителей для более индивидуального обучения. Проектный подход также бросает вызов учителям, потому что у каждой группы детей будут разные идеи и предложения по проекту.

Первый этап - это начальный этап, во время которого учитель оценивает уровень знаний детей в конкретной области, затем дети и учитель разрабатывают вопросы, которые они хотели бы исследовать. На этапе развития учитель помогает детям получить непосредственный опыт в исследуемой теме. На заключительном этапе учитель завершает проект, и дети делятся знаниями, полученными с помощью нескольких творческих методов. Независимо от того, внедряется ли проектное обучение в класс для детей младшего возраста или дошкольное учреждение, определение проекта остается неизменным: «проект - это глубокое исследование реальной темы, заслуживающей внимания учащегося и усилие."

Проектная деятельность в ходе реализации находит отражение во всех образовательных областях, отраженных в ФГОС и во всех структурных единицах образовательного процесса. Вследствие этого, образовательно-воспитательный процесс становится целостным, неразбитым, гармоничным. Это позволяет ребенку «жить» в различных видах деятельности субъекта, случайно переходить от одного объекта к другому, впитывать больше информации и понимать связи между объектами и явлениями.

Все виды деятельности делятся на репродуктивные (заранее согласованные) и продуктивные (инновационные, требующие прямого применения методики). И. Д. Чечель считает, что деятельность – это «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс».

Проектная деятельность, в свою очередь, - это деятельность, направленная на реализацию определенных проектов. В словаре С.И. Ожегова слову проект придают следующие значения:

• техническая документация - чертежи, расчеты, расположение новых элементов.

Здания, сооружения, машины, оборудование и др.

• предварительный текст каждого документа и т. д.

• План, концепция.

Каждая из этих ценностей связана с определенной областью проектной деятельности. С дидактической точки зрения последнее значение является наиболее важным и существенным.

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности проходит на базе образовательных учреждений.

В эксперименте могут принять участие определенное количество детей старшей группы, им присваивается личный код в соответствии с алфавитным порядком.

Для изучения уровня развития познавательного интереса у детей 6 – 7 лет могут быть использованы апробированные диагностики: методику направленности интересов «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохоровой), исследования особенностей познавательных потребностей у дошкольников: методика №1 «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С.Юркевич) [1]. Цель: Изучение особенностей развития познавательной по­требности у дошкольников.

Для определения мотивации выбора деятельности детей, можно применить методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности».

Диагностическое задание 1. «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

 Диагностическое задание 2. По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельности) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов, тем выше уровень.

Диагностическое задание 3. Наблюдение «Изучение познавательных интересов»

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

 б) иногда

 в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

 в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

 б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать.

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природе авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребёнку предлагаются следующие вопросы:

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмассы.

 2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

 4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

 7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

 9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Для аналитической обработки результатов и определения количественных показателей определены три уровня ориентации познавательного интереса детей к родительской продукции: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляйте инициативу и самостоятельность в выборе занятий, если возникают трудности, теряется интерес и проявляется отрицательные эмоции (проблемы, раздражение), не задавайте познавательных вопросов Вам необходимо пошаговое объяснение сроков задания, показ использования готовой модели и помощь взрослым.

Средний уровень - это часть самостоятельности и инициативы в выборе детских занятий и поиске путей их выполнения.

Высокий уровень выражает инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи, выбирать разные виды деятельности для детей и разные способы решения поставленных задач. Если возникают трудности, дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость, чтобы получить результат, приносящий им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

При обработке данных интенсивность познавательной потребности определяется общим количеством полученных баллов: например, если показатель 27-35 баллов - когнитивная потребность выражена сильно, 17-26 баллов - умеренная, менее 17 баллов - слабая.

По результатам использования диагностического инструментария Л.В. Прохоровой следует отметить, что обучающиеся в группе дети проявляют интерес к разным видам детской деятельности. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход и планировать работу всех видов детских занятий.

Ядром модели повышения познавательного интереса является использование в тренировочном процессе навыков методик тематического проектирования блоков:

- Реализация принципа тематической организации учебного процесса и организованное систематическое планирование учебной работы в течение дня, недели, месяца и года.

- моделирование и планирование всех аспектов организации среды обучения и развития;

- Создание условий для «готовности, действия, сотрудничества» по темам тренировочного процесса;

- личностное взаимодействие учителей с детьми; поли логическое и диалогическое общение.

Ожидаемый результат:

В целом исследование должно показать, что проведенный совместный исследовательский проект может помочь в реализации проектного подхода к обучению.

Результат действия анализируется как основа для дальнейших вмешательств во втором цикле для улучшения практики и устранения существующих пробелов в достижении желаемых целей.

В конце исследования можно сделать вывод, что педагоги согласились с тем, что проектный подход имеет преимущества, в том числе положительное влияние на дошкольников и их процесс обучения, а также положительное отношение родителей. После проекта совместных действий педагоги продемонстрировали более высокий уровень уверенности в реализации предлагаемого подхода. У них также есть более широкое представление о проекте, который можно проводить с детьми.

Также учитывается процесс обсуждений и мозговых штурмов, которые проводятся во время реализации проекта совместных действий, помогает воспитателям: 1) получить новые идеи о проекте, которые можно проводить с детьми, 2) как получить идеи детей о повседневном жизненном опыте, которые могут быть использованы в качестве основы для определения проектов, привлекающих интерес детей, и 3) как использовать результаты документирования проектов в качестве обучающего инструмента для развития мыслительного процесса детей.

Одним из важных выводов исследования является польза от использования исследовательского проекта совместных действий в качестве инструмента для оказания поддержки и рекомендаций учителям при внедрении нового подхода. Для определения уровня развития познавательной мотивации используются научные внедрения Л.Н. Прохоровой, В.С. Юркевича, Э.А. Барановой и др. Диагностические данные позволяют определить уровень развития познавательного интереса у детей группы. Анализ результатов учитывается при разработке блочного плана образовательной работы по развитию когнитивных преимуществ дошкольников через концепцию ребенка.

Предполагаю, что реализация тематического блочного плана, разработанного с учетом умственного и личностного развития дошкольников, позволит эффективно использовать учебные занятия в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Список цитируемой литературы:

Баранова Э.А.Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.А.Баранова/.-СПб.: Речь, 2005

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2009 №6. 52

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – т. 4.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 2010.

Крылова Н.М Детский сад-дом радости/ Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – М:. Творческий Центр Сфера, 2014

Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. пс. наук. – М., 2001 54

Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991

Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971

Просмотров работы: 109