Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте формируется речь, происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы быстрыми темпами. Известно, что дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминаю новый материал, более уверенны в собственных силах, следовательно, имеют большее желание учиться. Интеллектуальное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственное развитие ребенка влияют и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Объект исследования: процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Определить эффективность применения настольных игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть значение якутских настольных игр в интеллектуальном развитии дошкольников;
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования настольных игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством настольных игр будет успешным, если применяется система игровых заданий с постоянным усложнением содержания; в играх формируются различные умения - анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, классифицировать, устанавливать закономерности, используемые игры позволяют осуществить индивидуальный подход к детям.
Теоретическая значимость:
- Систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума, интеллекта;
- Теоретическая обоснованность необходимости использования настольной игры – это интеллектуальная деятельность, особенно необходимая для детей среднего дошкольного возраста, т.к. в ней претворяется в жизнь системный запас знаний детей о предметах, их свойствах, качествах, назначении. В ней развиваются речь, воображение, память, логическое мышление, внимание и интеллектуальные способности ребенка. В якутской настольной игре.
- Идет пополнение ребенком знаний, благодаря разнообразным познавательным действиям (знания о свойствах, качествах предметов и их использовании, о материалах, из которых они изготовляются, и т. д).
- Проблема интеллектуального развития детей в настольной игре обсуждается в трудах многих педагогов и психологов во всем мире. Известные специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Подъяков Н.Н., Бондаренко А.К., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие посвящали свои труды вопросам игры и игрушки.
Практическая значимость:
- Организация обучающих занятий по развитию интеллектуальных
способностей средних дошкольников.
- Развитие способностей в процессе якутской игры.
Данные проведенного исследования могут быть использованы воспитателями детского сада и родителями.
Организация исследования:
Данное исследование проводилось в два этапа. Задачей каждого этапа были направлены на изучение и освоение якутских настольных игр; научить детей самостоятельно принимать решения.
На первом, подготовительном этапе исследования была проведена работа по развитию интеллектуальных способностей детей.
На втором – основном этапе было исследовано развитие способностей в процессе якутской настольной игры.
Последний этап исследования - заключительный был посвящен аналитическому обобщению педагогического опыта.
Опытно – экспериментальная работа заключалась в апробации разработанной системы занятий по интеллектуальному развитию детей среднего дошкольного возраста посредством якутских настольных игр.
Для проверки эффективности составленных занятий было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе было проведено исследование интеллектуального развития в контрольной и экспериментальной группах. В результате проведенного исследования было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы не имеют значимых различий.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была реализована система занятий на основе использования якутских настольных игр. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное исследование интеллектуального развития дошкольников контрольной и экспериментальной групп, что и на формирующем этапе. По результатам контрольного обследования данные изменились и мы наблюдали, что дети экспериментальной группы усвоили материал лучше, чем дети из контрольной группы.
Таким образом, мы можем утверждать, что разработанная нами система занятий на основе использования якутских настольных игр является эффективной в интеллектуальном развитии детей среднего дошкольного возраста.
В рамках реализации поставленных задач мной были изучены и обобщены данные педагогической литературы по проблеме исследования интеллекта у детей. В результате чего было установлено, что в последние годы активизировался интерес к изучению данной темы, так как психологи и педагоги образовательных учреждений все чаще стали отмечать значительный рост числа детей с проблемами интеллектуального развития.
Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, известно, что интеллект взаимодействует с такими психическими функциями и свойствами сознания как мышление, воображение, внимание, двигательная и зрительная память, наблюдательность.
Установлено, что процесс развития интеллекта детей является довольно трудоемким для ребенка. Таким образом, своевременное выявление особенностей у детей среднего дошкольного возраста позволит правильно построить обучение, которое поспособствует развитию интеллектуального умения детей. Если не проводить коррекционную работу в области интеллектуальной деятельности еще в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения школьной программы, а именно: свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных
с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими
к проблемам в формировании основных психических процессов. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать познавательный потенциал мыслительных процессов, необходимые для умения классифицировать предметы на основе существенных признаков, умение выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами окружающего мира.
Результаты проведенного эксперимента говорят о том, что в ходе исследования исходных уровней показателей интеллектуального развития - это умение классифицировать предметы на основе существенных признаков, умение выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами окружающего мира.
Разработанная в ходе настоящего исследования система занятий основана на выявленной необходимости проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому, использование якутских настольных игр может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость игры, положительных эмоций.
Вся игровая деятельность строится на том, что при правильной организации якутских настольных игр процесс интеллектуального развития приводит не только к усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и формированию мыслительных процессов, развитию умственных процессов и способностей ребенка. Любая якутская настольная игра – своеобразная гимнастика для ума. Это прекрасный материал для развития логического мышления, для обучения счету и усвоения закономерностей, нумерации. Поэтому я использую в своей работе на занятиях и проекте якутские настольные игры, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. В якутских настольных играх усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций. Часто игровые задания стимулируют мыслительную образность детей, вызывают подъём интеллектуальных чувств, побуждают их к воображению. Особенно это актуально в применении к играм по формированию математических представлений. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально.
Уровень развития интеллекта у детей, после формирующего этапа эксперимента значимо превышает уровень до экспериментального обучения.
Список литературы:
1. Барахсанова, Е.А. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях /Е.А. Барахсанова и др.- М. : Академия, 2003.- 144 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К. Бондаренко.- М. : Просвещение, 2010.- 325 с.
3. Венгер, Л.А. Умственная деятельность дошкольника /Л.А. Венгер.- М. : Просвещение, 2012.- 322 с.
4. Федоров, А.С. Народные игры и забавы. Саха төрүт оонньуулара /А.С. Федоров.- Якутск, Бичик, 2011.- 96 с.