СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ

Мартынов А.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предупреждение насильственной преступности, совершаемой в семье - одна из первостепенных задач любого цивилизованного общества и демократического государства. Для современной правовой державы приоритетным направлением социальной политики является сохранение и поддержка института семьи, где уважаются моральные и культурные ценности, соблюдаются права и учитываются интересы всех членов семьи. Подобная семья всегда считалась и считается фундаментом благополучия общественных отношений и воспитания всесторонне развитой, морально устойчивой личности. Особую общественную опасность являет собой семейное насилие в отношении детей [1].

Известно, что родительское поведение накладывает отпечаток на детскую психику и оказывает огромное влияние на развитие, социализацию ребенка в целом. В настоящее время в современном обществе остро встает вопрос о домашнем насилии и о существенном повышении процентной доли детей и подростков, переживших насилие в семье. Сегодня во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Вот почему необходимо искать комплексный подход к решению этой проблемы, пытаться объединить усилия государства, специалистов разных служб. Необходимо отметить, что в настоящее время государство оказывает поддержку остро нуждающимся в помощи категориям граждан и, естественно, в такую категорию следует отнести детей и подростков, которые пережили насилие в семье.

Следует помнить, что детский и подростковый периоды жизни человека - это некий фундамент, на котором впоследствии выстраивается дальнейшая взрослая жизнь. Это сложные периоды в жизни каждого человека, когда чувства обострены до крайнего предела, поведение абсолютно непредсказуемо. У ребенка формируются система собственных взглядов на жизнь, система взаимоотношений с другими людьми, закладывается понимание своего места в обществе. Постепенно начинает выстраиваться индивидуальная траектория личностного развития. Какой она будет, - во многом зависит от этапов, которые проходит человек в своем развитии. Родителям, специалистам разных служб важно держать под контролем каждый этап, а в случае непредвиденных ситуаций и какого-либо сбоя - принимать срочные меры по восстановлению баланса, гармонии в развитии ребенка.

В мае 2017 года Указом Президента России под №240 в Российской Федерации было объявлено Десятилетие детства. В Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента РФ в июне 2012 г. № 7611, одной из основных проблем в сфере детства названа распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей [4].

Под особым прицелом социальных педагогов, психологов, учителей школы, социальных работников различных кризисных центров, органов здравоохранения, центров дневного пребывания, центров социальной защиты населения, реабилитационных центров должны быть неблагополучные семьи как семьи, в которых может происходить насилие по отношению к детям и подросткам. Все социально-психолого-педагогические службы должны сопровождать неблагополучные семьи на всем протяжении их развития: вести наблюдение за ними; консультировать по проблемным вопросам взаимоотношений в семье, воспитания детей; формировать потребность родителей в ведении здорового образа жизни; проводить семинары и беседы информационного и консультационного характера.

Центральным органом, занимающимся решением проблем насилия над детьми, является органы социальной защиты, и, в частности, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Центры оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи. Доминирующим направлением работы является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство. [2,140]

Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Как правило, исследования проблемы насилия в социально-реабилитационных центров сосредоточены в двух основных направлениях.

Первое направление связано с выявлением факта насилия или жестокого обращения с ребенком (например, для возбуждения уголовного дела).

Второе направление связано с реабилитацией детей, подвергшихся насилию или жестокому обращению.

Оба направления базируются на основе междисциплинарного подхода в работе с проблемой насилия. Он основан на идее обязательности профессионального взаимодействия специалистов разной ведомственной принадлежности и профессий для работы с фактами насилия над детьми.

На основе междисциплинарного подхода в работе с проблемой насилия в Центрах создается междисциплинарная команда специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

Выявленные психологические и медицинские проблемы детей, подвергшихся насилию в семье, требуют особого подхода к содержанию деятельности педагогического коллектива Центра. Так, специалисты социально-реабилитационных центров своими методами и формами работы с детьми помогают их психосоциальной реабилитации, восстановлению социального статуса, содействуют их благоприятному жизнеустройству.

Работая с данной категорией воспитанников центра, специалисты сталкиваются со следующими проблемами: дети испытывают трудности в адаптации, у них наблюдается сниженный фон настроения, эмоциональная напряженность, повышенная или высокая тревожность. У большинства слабо или недостаточно развиты произвольность в поведении и деятельности, навыки самоконтроля и саморегуляции.

По результатам психодиагностики на каждого ребенка составляется краткий план психокоррекционной работы, в соответствии с которым проводятся психокоррекционные мероприятия. В рамках психокоррекционной работы с целью оказания психологической помощи в адаптации, снижения напряженности и тревожности, развитие коммуникативных навыков произвольных процессов используются следующие методики: игровой метод, бумагопластика, психогимнастика, тестотерапия, арттерапия, элементы сказкотерапии и другие.

Несмотря на достаточно результативную работу специалистов социально-реабилитационных центров, на сегодняшний день существует острая необходимость проведения в учреждении психолого-педагогического мониторинга, основной целью которого является коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды реабилитационного центра для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

Применение этой технологии как основного метода контроля эффективности социальной реабилитации позволяет избежать многих ошибок в реабилитационной деятельности, придать ей четко выраженную оздоровительную направленность и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Психолого-педагогическое сопровождение является важной составляющей социально-реабилитационной деятельности, поскольку непосредственно связано с созданием более комфортных условий социальной реабилитации.

Система психолого-педагогического сопровождения и входящий в нее психолого-педагогический мониторинг дают возможность получать данные для анализа и коррекции реабилитационного процесса, эффективно влиять на его развитие, обосновывать выбор приоритетных средств и форм индивидуального подхода к детям, не только сохраняя индивидуальность ребенка, но и предоставляя ему возможность ее реализовать.

Работа с детьми в Центре основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к ребенку, при этом соблюдается конфиденциальность полученной информации.

В работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, при проведении психолого-педагогического мониторинга выделяются следующие этапы: диагностический, коррекционно-реабилитационный, постреабилитационный.

На каждом этапе реализуется комплексный подход, который заключается в оказании: социально-правовой помощи, медицинской помощи, психолого-педагогической помощи.

Использование системы мониторинга оценки эффективности социального сопровождения семьи в работе социально-реабилитационного центра позволит оценивать успешность реабилитационных курсов, осуществлять координацию выполнения индивидуальных программ, а также вести мониторинг изменений социальных характеристик детей «группы риска».

Список использованной литературы:

1. Букалерова Л.А., Меликов Ф.А. О необходимости легального выделения специальных субъектов, осуществляющих насилие в отношении членов семьи // Вопросы безопасности. - 2015. - № 3. - С.109-119.

2. Мирюкова М.А. Место социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в системе защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей / Мирюкова М. А., Соколова В.Ф. // Экономика, социология и право. -2014. №4. С. 140-142.

3. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"

4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070/

– URL: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2019/12/10/osobennosti-profilaktiki-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi-v-seme-v/ (дата обращения: 28.02.2023).

Просмотров работы: 42