В статье рассматриваются наиболее популярные кинокартины Вима Вендерса. Одного из самых знаменитых немецких кинорежиссеров современности, который, наряду с Райнером Вернером Фассбиндером и Вернером Херцогом, был одним из главных представителей Нового немецкого кино 1970-х годов.
Выдающийся деятель киноискусства Вим Вендерс, возможно, является одним из величайших ныне живущих режиссеров Европы. За свою более чем сорокапятилетнюю карьеру автор по-прежнему занят работой: только за последние два года он выпустил два полнометражных художественных фильма, выставил свои крупномасштабные пейзажные фотографии в Музей Кунстпаласт в Дюссельдорфе, а также объявил о новом документальном проекте, посвященном беседам с Папой Франциском. И все же, несмотря на то, что Вендерс считается одной из ведущих фигур нового немецкого кино и «культовым» режиссером благодаря таким фильмам, как «Алиса в городах» (1974), «Париж, Техас» (1984) и «Крылья желания» (1987), Вендерс в последние годы играл относительно незначительную роль в области киноведения. Последняя монография о его фильмах была опубликована в 2002 г., и, если исключить внезапное распространение исследований, посвященных его сотрудничеству с Петером Хандке, исследования творчества Вендерса были застойными и несколько бесполезными, особенно в отношении фильмов, выпущенных в двадцать первом веке.
Интересной выглядит позиция режиссера о киноискусстве в целом, собраннная из интервью разных периодов: развлечения сегодня постоянно подчеркивают, что вещи замечательные такие, какие они есть. Но есть и другой вид кино, который говорит, что изменения возможны и необходимы, и это зависит от вас. Любой фильм, поддерживающий идею о том, что все можно изменить, — отличный фильм на мой взгляд. И это не касается политики. Напротив, фильм может продвигать идею перемен без политических посланий. Кроме своей формы и языка, может сказать людям, что они могут изменить свою жизнь и способствовать прогрессивным изменениям в мире.
Для Вендерса «идея перемен» обязательно должна быть восприняты в связи с идеей, что кино играет определенную роль в оказании помощи. Мы, как человеческие существа, движемся вперед и видим вещи с разных точек зрения. То, что он считает силой «другого кино», также звучит как личный манифест и ключ к чтению его фильмов.
Его творчество получило признание на таком фестивале, как Каннский, премией "Оскар" трижды номинировали его работы в категории "Лучший полнометражный документальный фильм". «Пина», «Соль земли» и «Социальный клуб Буэна Виста» - вот лишь некоторые из его самых популярных документальных фильмов, известных повсеместно.
В 2022 году Вендерс был удостоен престижной премии Praemium Imperiale за театр / кино от Японской ассоциации искусств.
Творчество
«Крылья желания» (1987)
До своей знаменитой роли Адольфа Гитлера в фильме «Падение» Бруно Ганц снискал популярность благодаря главной роли ангела в фильме «Крылья желания». Снятая в черно-белых тонах, романтическая фантазия опирается на философский подход к расшифровке нюансов божественности и романтики.
Несмотря на то, что бессмертные ангелы служат невидимыми стражами человечества, Дамиэль планирует сделать смелый шаг. Стремясь испытать человеческое удовольствие и по-настоящему полюбить одинокую гимнастку на трапеции (Сольвейг Доммартин), Дамиэль отказывается от своего бессмертия и узнает, что значит быть по-настоящему человеком.
«Алиса в городах» (1974)
В первой части трилогии Вендерса «Дорожное кино» - «Алиса в городах» обыгрывается концепция дружеских отношений между незнакомцами. Это одна из самых ранних работ художника. Зрители могут отыскать в фильме некоторые приемы, которые позже будут использованы Вендерсом в картине «Париж, Техас». Фильм расследует причины возникновения отчуждения между героями. По ходу фильма немецкому журналисту невольно поручено обеспечить безопасность молодой девушки, брошенной ее матерью. Далее следует автомобильная поездка по пересеченной местности в Европу, чтобы найти бабушку девочки.
«Париж, Техас» (1984)
Самопознание - важнейшая тема в фильмографии Вима Вендерса. Пожалуй, лучше всего это видно в киноленте «Париж, Техас», где Гарри Дин Стэнтон играет Трэвиса Хендерсона, человека, который должен восстановить свою социальную жизнь после диссоциативного периода потери памяти. После бесцельного блуждания по пустыне он воссоединяется со своей семьей, постоянно размышляя о своем зловещем прошлом.
Написанная драматургом Сэмом Шепардом и Раем Кудером, «Париж, Техас» представляет собой амбициозную человеческую драму, которая подразумевает множество трактовок.
«Так далеко, так близко!» (1993)
Эта драма 1993 года является прямым продолжением знаменитого опуса Вендерса «Крылья желания». Режиссёр исследует темы человечности, любви и магического реализма?. «Так далеко, так близко!» возможно, и не сравнится со своим предшественником, но является достойным продолжением, и большинство оригинального актерского состава с предыдущей картины вновь исполняют свои роли.
Фильм рассказывает о группе ангелов, которые бродят по объединенному Берлину. В то время как ангел Дамиэль (Бруно Ганц) счастлив как человек, наслаждающийся радостями жизни, опыт Кассиэля (Отто Сандер) не так гладок, и он возвращается к преступной жизни, как только становится человеком. Помимо этих двух немецких актеров-ветеранов, в актерский состав также входил молодой Уиллем Дефо и Лу Ридом, играющими самих себя.
«Американский друг» (1977)
В фильме «Американский друг» снялись двое постоянных коллег Вендерса: Денис Хоппер и Бруно Ганц. В то время как Хоппер играет мошенника, Ганц играет создателя картин, которого первый вынудил стать убийцей.
Обладая достаточной напряженностью и острыми ощущениями в стиле нео-нуар, фильм с годами устарел. Как и многие художественные киноленты Вендерса, «Американский друг» также является адаптацией книги. Сюжет позаимствован из триллера Патриции Хайсмит «Игра Рипли». Фактически, персонаж-антигерой Денниса Хоппера, Томас Рипли, получил дальнейшую популярность благодаря другим экранизациям Хайсмита, таким как «Талантливый мистер Рипли» и «Игра Рипли».
«Токио-Га» (1985)
Ясудзиро Одзу произвел революцию в японском кинематографе благодаря таким фильмам, как «Токийская история» и «Поздняя весна». Более чем через два десятилетия после его смерти Вим Вендерс отправился в Японию, чтобы воздать дань памяти Одзу, и запечатлить облик самого Токио, в котором недавно творил режиссёр.
Документальный фильм включает в себя эпизоды современной токийской жизни, углубляясь в популярную культуру и повседневные заботы местных жителей в городе. Эти сцены затем смешиваются с интервью с участием сотрудников Одзу, таких как оператор Юхару Ацута и актер Чису Рю, который снялся более чем в 30 фильмах Одзу. Позже Рю появится в научно-фантастической драме Вендерса 1991 года «До конца света».
«Клуб Буэна Виста» (1999)
Вдохновение на создание многих документальных фильмов Вим Вендерс черпал из событий жизни близких друзей. В случае с «Buena Vista Social Club» Вендерс сосредоточился на своем давнем друге, гитаристе Рае Кудере.
Фильм документирует опыт Кудера по объединению известных кубинских музыкантов для совместной записи альбома (название которого соответствует фильму). Как только запись завершается, Кудер и ансамбль выступают в Амстердаме и Нью-Йорке, а Вендерс запечатлевает благоговейный трепет артистов перед выступлением в новых странах. Остросоциальный и проницательный, «Buena Vista Social Club» является бесценным наследием во всемирной коллекции музыкальных документальных фильмов.
«Пина» (2011)
Пина- кинематографическая дань уважения Пине Бауш. В данной картине предметом его интереса стала немецкий хореограф современного танца. К сожалению, она скончалась во время съемок, что заставило Вендерса изменить некоторые детали в фильме. Документальный фильм стал не просто демонстрацией ее профессионального мастерства, но и данью уважения ее наследию. В нем представлены интервью с танцорами, которых она обучала, также они выступают в кульминационных танцевальных сценах киноленты.
Новаторство режиссера заключаетсяв том, что он использовал необычные ракурсы, чтобы снять сложные кинетические структуры Пины и перевести движения на сцене в эмоции на экране, размещая свои камеры там, где Пина сидела бы в театре. Вендерс пытается перенять ее взгляд и метод сотрудничества с танцорами, основанный на творческом процессе саморепрезентации и саморассказа. Кинокритики отмечают насколько фильм является одновременно увлекательной человеческой историей и технологическим подвигом, так как Вендерс изобрел новый визуальный язык с нуля. Документальный фильм о танцах «Пина» показал, что Вим экспериментирует с 3D-форматом, чередуя его с традиционной съёмкой танцевальных эпизодов фильма (снятых как в театре, так и на открытом воздухе).
Список литературы:
1. URL: https://web.archive.org/web/20060618162040/http://www.kinoart.ru/magazine/04-2003/experience/Wenders/
2. URL: https://web.archive.org/web/20051110152306/http://www.kinomag.ru/author-auz410.html
3. URL: https://www.wim-wenders.com/
4. URL: https://kinoart-ru.turbopages.org/kinoart.ru/s/cards/kino-eto-smert-rannie-filmy-vima-vendersa-kak-klyuch-k-nebu-nad-berlinom
5. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/director/hollywood/49627/bio/