ИСКУССТВО ПЕРФОРМАНСА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСКУССТВО ПЕРФОРМАНСА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ

Коваленко А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное искусство многолико и многогранно. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением, отделяя его от понятия «актуальное искусство», имеющее оценочный, а не хронологический характер.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960—1970-х годов. Художественные искания этого времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Главной целью было искажение понятия духовности.

Перформанс – одно из ведущих направлений современного искусства. Особенно ярко этот жанр проявился в творчестве Марины Абрамович.

Марина Абра́мович родилась 30 ноября 1946 года в Белграде. Это сербская художница, специализирующаяся в жанре перформанса. Её работы исследуют отношения между художником и зрителем, возможностями тела и ума. Абрамович называют «бабушкой искусства перформанса». Она открыла новое понятие идентичности, делая наблюдателей участниками и сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределах тела».

Как говорила сама художница, в 14 лет она попросила своего отца купить ей масляные краски. Один из друзей отца решил показать ей, как ими пользоваться: он положил холст на пол, выплеснул на него смесь из красок и подорвал. Из этого примера юная художница сделала вывод, что в искусстве «процесс важнее результата».

Сложные взаимоотношения с родителями, недовольство собственной внешностью, непростая судьба родной страны не могли не повлиять на творчество художницы.

Перформанс это некий заранее продуманный набор действий, у которого есть сценарий. В его основе лежит определенная идея, при этом самим произведением искусства является действие художника в определенном месте и в определенное время. Перформанс включает в себя четыре элемента: время, место, тело художника и зрителя. При этом зачастую тело художника или его действия как раз превращаются в своеобразный холст.холст

Истоки данного вида искусства стоит искать в футуризме, дадаизме и театре Баухауса.

Впервые термин «перформанс» применил к своему произведению композитор Джон Кейдж в 1952 году, исполнив пьесу «4′33″». В афише этого концерта значилось — перформанс.

Как вид искусства данное направление возникло в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нич, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. B наше время данным направлением помимо Марина Абрамович занимаются: Олег Кулик, Ваграм Зарян, Стивен Коэн и другие.

Искусство выносливости — вид перформанса, требующий от исполнителя преодоления трудностей: боли, одиночества, усталости. Для перформансов, продолжающихся в течение долгого времени, также употребляются термины длительное искусство (durational art) и длительный перфоманс (durational performance).

Считается, что впервые это направление появилось в работе Криса Бердена  в 1970-х годах. Художник провел пять дней в ящике в рамках перформанса Five-Day Locker Piece (1971), получил пулю в руку в рамках перформанса Shoot (1971) и прожил 22 дня не вставая с постели, установленной в художественной галерее, в перформансе Bed Piece (1972).

Считается, что современную практику искусства выносливости начала Марина Абрамович в 1974 году перформансом Rhythm 0, в котором художница сидела обнажённой, позволяя зрителям делать с её телом всё, что угодно.

Во время перформанса The House with the Ocean View (2003) Марина Абрамович, не произнося ни слова, провела 12 дней без еды на сцене, полностью открытой для зрителей. Для её работ требовалась такая физическая выносливость, что в 2012 году она организовала так называемый «учебный лагерь» в Хадсоне, штат Нью-Йорк, где готовила участников перформансов, для которых требовалось несколько человек.

Рассмотрим некоторые из наиболее известных перформансов художницы.

Перформанс «Герой»(2001). «Мой отец умер очень разочарованным политическим поворотом, который захлестнул Югославию. Он никогда не сдавался на протяжении всей своей жизни, и это сделало его национальным героем». В этом 17-минутном видео Абрамович сидит на белом коне с развевающимися на ветру волосами. Слышен голос певицы Марики Гойевич, исполняющей «Hej Sloveni» — национальный гимн времен Социалистической Федеративной Республики Югославии, за которую сражались партизаны под командованием Тито.

Первые выступления Марины в сериале «Ритм» (1973–1974), в которых она предложила публике поразмышлять через ее тело о смерти, боли, времени и границах между сознанием и бессознательным. «Я объект», — гласила инструкция в Rhythm 0 (1974). Абрамович также убеждена, что искусство подразумевает риск, разоблачение и страдание, как война, которую вели еë родители, но на другом фронте.

Она боролась своим искусством из разных городов, стремилась совершил катарсис и показать публике, которой не были чужды тени бесполезных, невинных, безжалостных смертей, подобных тем, что подорвали Балканы. Она посвятила этому «Балканское барокко» (1997), чтобы публика тоже могла испытать катарсис и стать соучастником этой боли. Развивая тему человеческих скелетов, уже репетированную в «Очищении зеркала» (1995), Абрамович обновила разложение ужасов войны на Балканах с помощью инсталляции, в которой ее родители проецируются на стены, пока она моет гору окровавленных костей и поет традиционные песни из своего детства.Абрамович в течение нескольких дней по 6 часов в сутки мыла окровавленные кости на глазах у публики. Костей было 1500. Иногда во время перфоманса она рассказывала о Белграде и о том, что она никогда не говорит, что родом из Сербии — она из той страны, которой больше нет. Перформанс получил «Золотого Льва» на 47-й венецианской биеннале.

Абрамович удается вывести зрителей из роли вуайериста и поставить в роль экспериментатора, аудитория — это часть работы, направленной на катарсис. Они понимают, страдают, удивляются, отождествляют, выделяют себя, смеются над спектаклем. «У всех нас есть страхи. Что я делаю, так это инсценирую эти страхи перед вами»- говорила Абрамович.

Acute Art Virtual Reality (AAVR) с виртуальным музеем A2 представляет собой первую платформу виртуальной реальности, которая генерирует произведения искусства в виртуальное пространство. Он был основан Мариной вместе с художниками Кунсом и Элиассоном в ноябре 2017 года. Виртуальное произведение Абрамович «Восхождение»(2018) пытается повысить осведомленность о проблемах, которые касаются всех и неизбежны. Подъем намекает на рост океанских вод из-за ускоренного таяния ледяных масс. Мы уже знаем, что в озоновом слое рисуются дыры. Мы также знаем причину.
Возможно, самый известный перформанс Абрамович – «Ритм ноль» (1974 год).Она выложила на столе 72 предмета, в числе которых былироза, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст,  фонарик, виноград, хлеб, яблоки, черная и шляпа. Любой из этих предметов можно было использовать как для того, чтобы доставить удовольствие Абрамович, которая стояла там же неподвижно, так и для того, чтобы сделать ей больно.Разумеется, были и предметы длянейтральных целей, но ни они, ни предметы удовольствия публику не заинтересовали. Все 6 часов Абрамович стояла и не оказывала никакого сопротивления, хотя ее неоднократно резали и чуть не застрелили. По истечении 6-ти часов она молча двинулась по направлениюк выходу. Тогда-то, придя в отель, Марина обнаружила свою первую седую прядь волос. (Приложение 1).

Многие перформансы делались совместно со своим партнером Уве Лайсипеном (Улаем).

Франк Уве Лайзипен, или просто Улай, фотограф, родившийся в Золингене. Взаимный интерес к взаимоотношениям между телом, пространством и обществом заставил их работать вместе. Они сформировали труппу исполнителей The Other, состоящую… только из них двоих.

«Энергия покоя» (1980 г.) — перформанс о доверии в отношениях между мужчиной и женщиной, в ходе которого Улай держал направленный в грудь Марины лук с натянутой тетивой и стрелой в течение полутора минут. Именно от биологических реакций, поведения и намерений Улая зависела жизнь Абрамович в этот короткий, но насыщенный эмоциями момент. Ответственность Абрамович выражалась в том, что она держала корпус лука своими руками, отклоняясь и натягивая тетиву. Микрофон фиксировал дыхание и сердцебиение обоих партнеров. Позднее Абрамович назвала этот перфоманс одним из самых сложных в ее жизни (Приложение 2).

Еще один перфоманс об отношениях - «Смерть себя». Каждый партнер в процессе действия вдыхает лишь то, что выдыхает другой. Такой перформанс не может закончиться хорошим самочувствием участников. Известен случай, когда через 17 минут такого «дыхания» и Марина, и Улай одновременно потеряли сознание.

Последним совместным творением стал перформанс «Великая стена». Изначально перформанс задумывался как свадебный. Пара должная была пройти по всей траектории Великой Китайской Стены и после этого уже никогда не расставаться, однако — не сложилось. Разрешение от китайских властей для воплощения этой идеи было получено лишь через 8 лет. За это время отношения исчерпали себя.

Бывшие партнеры вышли с разных концов стены навстречу друг другу, встретились на середине, сказали друг другу «Прощай» и разошлись в разные стороны.

Один из наиболее известных и часто упоминаемых перформансов - «В присутствии художника». Смысл действа заключался в том, чтобы посмотреть художнику в глаза. Вот он сидит напротив — и у каждого есть несколько минут, чтобы прикоснуться к внутреннему миру творца.
Однако широкую известность именно этот перформанс получил в отрыве от его основного посыла. Интерес общественности привлекло появление Улая. Они с Мариной смотрели друг на друга более 3-х минут, в один момент художница не смогла сдержать слез. (Приложение 2)

В каждом перформансе Марины Абрамович таится глубокий смысл. Задача зрителя – разгадать его, как кроссворд. Основная тема работ Абрамович – человеческая природа. Ее искусство помогает обнажить сущность человеческой природы.

С возрастом несколько изменился подход художницы к выражению мыслей и чувств. Ранее ее представления почти всегда включали в себя динамику. В 2018 году публике было представлено исключительно статическое произведение «Пять стадий танца майя». Серия рельефных портретов автора, выполненных из гипса, под разными углами обозрения создают у зрителей самые разнообразные ассоциации.

Ранее Марина Абрамович утверждала, что счастливым людям не под силу создать настоящее произведение. Искусство рождается через лишения, страдания и боль. В прошлой жизни художницы их было предостаточно. Ныне внешняя жизнь «бабушки современного» искусства вполне комфортна и респектабельна. Возможно, с этим связаны перемены в ее творчестве. Какую работу нам следует ожидать далее остается лишь гадать, но то, что она удивит публику можно не сомневаться.

Список литературы

1. Гущин С. Современное искусство и как перестать его бояться/ Гущин С., Щуренков А.- Москва: АСТ, 2022.-272 с.

2. Пасори С. Артгид, 2013.- URL: https://artguide.com/posts/410 (дата обращения 27.11.22)

3.Блог-платформа Дзен.- URL: https://dzen.ru/media/id/61a373a0ec727730ba4a562d/avangardnoe-iskusstvo-mariny-abramovich-61c688bfd6de7d638976d19c (дата обращения 25.11.22)

4. Электронный журнал Культурология. РФ, 2021.- URL: https://kulturologia.ru/blogs/300521/49885/ (дата обращения 25.11.22)

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 32