Формирование позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Формирование позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уже в дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет особенности самосознания человека и его отношение к миру. Следовательно, детский коллектив должен быть базой накопления детьми разностороннего положительного опыта.

В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок переходит от простых к более сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Учится играть обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными они ни казались.

Цель исследования: формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

Проанализировать современную педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Провести диагностику и анализ уровня сформированности позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Разработать содержание работы по формированию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад №7 «Солнышко» с. Сунтар. В эксперименте принимали участие дети старшей дошкольной группы, всего 20 детей. Возраст детей – от 5 до 6 лет.

Результат исследований

Опытно-экспериментальная работа включал в себя один этап: констатирующий. После первой диагностики мы выявили, что у большинства детей проявляются отрицательные качества социально-нравственной стороны воспитания. Это свидетельствует о том, что они не могут найти выход из проблемной ситуации, которой остались бы довольны все играющие.

Вторая диагностика показала уровни сформированности взаимоотношений детей. Высокий уровень показали только 2 ребенка, Средний 14 детей, а низкий уровень выявлен у 4 детей, что свидетельствует о высоком уровне потребности детей к общению со сверстниками.

А на третьей диагностике мы получили следующие результаты уровня сформированности межличностных отношений – высокий уровень был выявлен у 7 детей, средний 13 детей, а низкий уровень показал только один ребенок, следовательно, только один ребенок имеет низкую популярность, чаще предпочитает одиночные игры.

В результате использования комплекса сюжетно-ролевых игр, который позволяет проводить систематическую и последовательную работу, уровень развития межличностных отношений у детей значительно повысился. В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с первоначальными, что подтверждает гипотезу об эффективности использования комплекса сюжетно-ролевых игр, влияющих на развитие межличностных отношений.

Заключение

В ходе своего исследования мы проанализировали у воспитанников развитие таких показателей, как: «инициативность», «чувствительность к воздействиям сверстника» и «преобладающий эмоциональный фон». Также рассмотрели уровни сформированности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Помимо этого, была проведена беседа с детьми.

Многие дети научились ориентироваться в правилах культуры поведения, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнёра по общению (умение сопереживать неудачам или радоваться успехам друг друга), научились согласовывать свои желания с мнением других участников игры, научились спокойно, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – является ведущей деятельностью воспитанника дошкольного возраста и его личность раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, воспитанники ведут себя более легко, раскованно. И путем ненавязчивой игры, можно формировать межличностные отношения воспитанников старшей группы.

Список использованной литературы

Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – с. 70–78

Боярова, О.С. Формирование основ культуры взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / сЕвевьевские чтения: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых / под ред. Т.И. Шукшиной, В.И. Лаптуна. – Саранск, 2018. – 12 с.

Гребенкина, Н. В., Капнина А. А., Пашкевич Л. М. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Молодой ученый. — 2017. — №40. — 168 с.

Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / Молодой ученый. — 2017. — № 38. — 116 с.

Савичева, О.В. Комплекс игр для развития общения дошкольника // Междунар. студ. науч. вестн. – 2017. - № 4. – 318 с.

Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / М: Владос, 2015. – 143, 258 с.

Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. - М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.

Просмотров работы: 18