Воспитание человека, обладающего психологическим здоровьем, является проблемой особо актуальной для специального образования слепых и слабовидящих детей. Ее актуальность определяется тем, что психологическое здоровье любого ребенка составляет основу его полноценного развития и здоровья в целом. Шашина, Н. отмечает, что психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающая гармонию между его потребностями и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи – на само актуализацию. [1, с.70]
По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.1
По мнению Чепурышкина, И.П значительное ухудшение зрения, независимо от причин, вызвавших его, приводит к возникновению многих медико-социальных и психологических проблем: социальной изоляции, неспособности воспринимать зрительную информацию (на зрение приходится до 95% всей поступающей человеку информации), нарушению ориентации, отказу от двигательной активности, нарушению самообслуживания. [2,с.83]
Документ, который регламентирует данную проблему
"ГОСТ Р 58264-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2018 N 883-ст)
Л.И Актов в своей работе отмечает что, социальная реабилитация- это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. [3,с.27]
Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство.
Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.
Рассмотрим, как осуществляется процесс социальной реабилитации в ОГКОУ" Школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91"
это единственное в Ульяновской области специализированное образовательное учреждение для обучения слепых и слабовидящих детей.
При школе действует интернат (группы круглосуточного пребывания) и дошкольные группы, в которых осуществляется подготовка к обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся.
В составе школы-интерната два учебных корпуса, находящихся на одной территории по одному юридическому и фактическому адресу (корпус №1 - школа, корпус №2 - дошкольное отделение, интернат, региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению слепых и слабовидящих детей)
Целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций по социальной защите населения;
реализация государственной политики в сфере социальной поддержки населения;
обеспечение предоставленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;
оказание информационно-консультативных услуг населению, осуществление работы с обращениями граждан;
обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации и Ульяновской области в сфере социальной поддержки населения.
Деятельность центра регламентируется нормативно-правовыми актами, которые определяет полномочия учреждения:
-Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах",
- Федеральный Закон РФ от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»,
- Закон Ульяновской области от 06.11.2014 г. № 174-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области»,
-Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
- Закон Ульяновской области от 01.11.2006 г. № 153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи»;
- Закон Ульяновской области от 04.11.2003г. № 056-ЗО «О социальной поддержке инвалидов боевых действий, проживающих на территории Ульяновской области,
- Семейным Кодексом РФ от 29.12.1995 г. № 223 – ФЗ;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Таким образом, понимание социальной реабилитации является сложным процессом, включающие разнообразные виды (социально-психологическая; социально – педагогическая; социально-медицинская; трудовая; социально-средовая). Все это регламентируется нормативно-правовыми актами.
Список источников:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений-2021г.-368с.
Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.
Быкова, О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан [Текст] / О.Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 54-56.
Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 67-79.
Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната [Текст] / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78-81.
Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л. В. Фомичева // Специальное образование. — 2014. — №2. — С. 57-64.
Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.72-80.
Чепурышкин, И.П. Социализация воспитанников интернатных учреждений с ОВЗ [Текст] / И.П. Чепурышкин // Социальная педагогика. – 2014. — №4. – С.75-83.
Шашина, Н.В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей – инвалидов [Текст] / Н.В. Шашина // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 70-77.
Теория социальной работы: Учебник для магистров / Е. И. Холостова [и др.]; Под общ. ред. Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. — М.: Издательско=торговая корпорация «Дашков и К°», 2018.
1 Шашина, Н.В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей – инвалидов [Текст] / Н.В. Шашина // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 70-77.