РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Борисова М.Е. 1, Ефименко Ю.И. 1
1Юриу РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая трансформация является важнейшим фактором развития экономики в настоящее время. По оценкам международной аудиторской компании McKinsey к 2025 году российский валовый внутренний продукт только за счет цифровизации должен вырасти на 4,1–8,9 триллионов рублей [1]. При этом цифровая трансформация является также важным механизмом, который позволит регионам восстановить экономику от последствий пандемии коронавируса и негативных санкционных изменений. Как уже отмечалось, в определенной степени такой системный фактор как цифровизация способен оказать на региональную экономику широкий положительный эффект. Например, к показателям, которые в будущем могут быть улучшены с помощью цифровой трансформации относятся производительность труда, уровень инвестиционной активности, основные социально-экономические показатели.

Актуальность данной работы заключается в том, что она рассматривает также риски цифровой трансформации экономики, которые практически не исследуются в рамках анализируемой тематики. Среди авторов, которые в той или иной степени внесли вклад в рассмотрение, проблематики рисков цифровой трансформации отметим М.А. Квасникову, И.И. Переславцеву, И.А. Аренкова, Я.Ю. Салихову. При анализе рисков следует опираться на существующие нормативно-правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере. К ним относятся следующие:

«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»;

«Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

«Доктрина информационной безопасности Российской Федерации».

Отметим также, что зачастую политика цифровизации в Российской Федерации основывается на необходимости достижения объективных положительных последствий цифровизации экономики, но при этом не анализируется в должной степени практическая специфика цифровизации «на местах», а также возможные риски данного процесса. Из-за этого нормативное регулирования цифровизации экономики зачастую представляет собой лишь совокупность формально объединенных лозунгов, которые имеют слабое отношение к экономической действительности страны или региона. Кроме того, нормативные документы не содержат в себе возможных рисков цифровой трансформации и инструментов их разрешения.

Первым риском цифровой трансформации экономики является фактор цифрового неравенства. Отметим, что он относительно других достаточно активно изучается в научном сообществе России. Так, причины цифрового неравенства выделила М.А. Квасникова. По ее мнению, в отдельных отраслях и территориях возможна ситуация пониженной мотивации участников к использованию цифровых технологий, также возможна ситуация нехватки цифровых компетенций у работников организаций, невозможность использования цифровых технологий по экономическим причинам, невозможность использования необходимых технологий ввиду их отсутствия на российском рынке [4].

Важнейшим субъектом цифровой трансформации экономики является человек. Эффективность процесса в его отношении обычно измеряется посредством простого использования показателей обеспеченности домохозяйств к интернету. Однако следует отметить, что возможность доступа к интернету не обозначает непосредственно доступ к интернету и также отнюдь не обозначает наличие у соответствующей доли населения цифровых компетенций. С течением времени государству необходимо разработать систему оценки цифровых компетенций населения, чтобы иметь возможность влиять на их уровень посредством политики. В современной экономике человек с цифровыми компетенциями и без них имеет совершенно различные перспективы для самореализации. Таким образом, государству следует внимательно следить за уровнем цифрового неравенства в обществе как на уровне индивида, так и на уровне взаимодействия организаций между собой (в рамках одной отрасли и на межотраслевом уровне) [6]. В противном случае ему придется столкнуться с такими последствиями как социальная напряженность, технологическая отсталость отраслей экономики, монополизация.

Второй риск цифровой трансформации связан с ростом киберпреступности. В значительной степени указанные риски осознались в период пандемии коронавируса, когда практически вся экономика была вынуждена работать в цифровом формате. В результате по оценке экспертов компании «Statista» в России обнаружилось, что около 40% устройств сотрудников компаний не обладают необходимыми характеристиками защиты от киберпреступности [2]. Также в аналогичный период по данным НИУ ВШЭ около 84% затрат российских компаний в сфере цифровых технологий приходились на развитие кибербезопасности. Причиной такого спроса стал рост киберпреступности: так, в 2021 году по данным Министерства внутренних дел было зарегистрировано 518 000 киберпреступлений, что больше показателя 2019 года почти в 2 раза (при этом следует отметить, что большая часть киберпреступлений оказываются незарегистрированными) [5]. Поэтому встает вопрос о том, каким образом следует регулировать процесс киберпреступности и защиты от них, чтобы максимизировать экономический эффект цифровых технологий, минимизировать риски и сделать преступления в сети действительно наказуемыми.

Третий риск связан с тем, что цифровая трансформация будет неокупаемой. Данный риск является тем более актуальным потому, что в настоящее время у предпринимателей ввиду объективных причин стало меньше свободных денег, а использование кредитных средств стало дороже. В условиях значительных экономических трудностей в России возникает риск, который связан с невозможностью вложений капитала в цифровые технологии. Например, предприниматели могут выбрать использование традиционных технологий вместо цифровых потому, что такой выбор позволит им получить тактические экономические преимущества, тогда как цифровые технологии зачастую требуют значительных и систематических капиталовложений, а эффект от них является долгосрочным. Данный риск является важным потому, что влияет на глобальную конкурентоспособность российской экономики в будущем и настоящем.

Четвертый риск связан с тем, что цифровизация является настолько значимым и комплексным фактором экономического развития, что оказывает влияние на рынок труда в долгосрочном периоде. История человечества уже несколько раз проходила через период внедрения в экономику глобальной технологии и при цифровой трансформации следует учитывать данный опыт. Так, естественным путем некоторые профессии ввиду технологического развития с течением времени станут неактуальными, появятся новые профессии. Ранее человечество в таких ситуациях сталкивалось с социальными волнениями, массовой безработицей, политическими кризисами. В рамках цифровой трансформации органам государственной власти следует разработать эффективные системы профессионального переобучения и адаптации кадров на те профессии, которые являются наиболее полезными для экономики государства в настоящее время. По оценкам АСИ в ближайшее время исчезнут такие профессии как бухгалтер, журналист, копирайтер, переводчик, корректор, редактор ввиду фактора развития цифровых технологий [3]. Стоит отметить, что в Российской Федерации соответствующие инициативы должны инициироваться на федеральном уровне потому, что на региональном уровне с высокой долей вероятностью будет недостаточно ресурсов для ее эффективного исполнения.

Пятый риск связан с актуальной ситуацией санкционных ограничений в отношении России. Санкции в 2022 году сделали для Россию практически технологически изолированной от наиболее развитых стран мира, а также от глобальных систем обмена информации, платежей и т. д. Причем отметим, что многие ограничения носят технический характер, что крайне затрудняет инвестирование из-за рубежа, которое во многом и является инструментом импорта зарубежных технологий в отечественную экономику. Кроме того, передовые технологические компании ушли с российского рынка и в настоящее время не имеют возможности снабжать российские организации лучшими технологиями, что негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики. Данный риск является наиболее значительным, что во многом основывается на его негативных социальных последствиях.

На основании рассмотренных рисков предлагается использовать следующие меры:

для минимизации цифрового неравенства следует стремится оказывать поддержку отраслям экономики равномерно; создание системы повышения квалификации кадров организации при ее цифровизации; создание системы систематического повышения цифровых компетенций населения;

для предотвращения киберпреступности необходимо создать стимулы для использования организациями систем распределенного реестра при реализации цифровых технологий; выделение критически важных активов организаций для применения в отношении них высших мер кибербезопасности; создание систем мониторинга состояния цифровой инфраструктуры организации; развитие государственных программ для поддержки кадров в сфере IT;

для минимизации рисков неокупаемости внедрения цифровых технологий следует развивать прозрачность процессов внедряемых цифровых технологий; приоритетное использование бюджетных средств для поддержки цифровой трансформации; использование механизмов межбюджетного финансирования для поддержки наиболее отстающих в процессе цифровой трансформации регионов; минимизация административных барьеров в сфере реализации государственных инициатив цифровой трансформации экономики;

для минимизации рисков на рынке труда следует создать систему переобучения кадров, которая позволила бы готовить их компетенции к естественным рыночным изменениям заблаговременно; создание механизмов материальной поддержки социальных групп, наиболее пострадавших от процесса цифровой трансформации экономики; развитие системы социальных гарантий для работников в условиях цифровой трансформации; развитие системы прогнозирования развития рынка труда, чтобы таким образом информировать потенциальных безработных о перспективах их актуальной профессии ввиду технологического развития;

для минимизации рисков ввиду санкционных ограничений необходимо создать условия для возвращения специалистов в IT-сферу России из-за рубежа; предоставление государством финансовой, организационной, технологической помощи отраслям, особенно пострадавшим ввиду санкционных ограничений; государственная политика по финансированию импортозамещения критически важного оборудования цифровой инфраструктуры государственного и частного секторов; разработка качественных отечественных цифровых технологий и программного обеспечения массового пользования; поиск доступных рынков для сбыта российской цифровой продукции, а также для ее импорта.

Использование данных рекомендаций позволит России эффективно функционировать в условиях значительных экономических ограничений и минимизировать технологическое отставание от лидеров цифровой трансформации в будущем. В современном мире крайне важно объективно понимать существующие риски такого важного процесса как цифровая трансформация и опираться в них при разработке нормативно-правовых актов.

Литература

Mckinsey & Company: официальный сайт // Цифровая Россия: новая реальность. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights (Дата обращения 13.02.2023)

Statista: официальный сайт // Digital Economy Compass 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.statista.com/study/83121/digital-economy-compass

Агентство стратегических инициатив: официальный сайт // Атлас новых профессий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new.atlas100.ru (Дата обращения 13.02.2023)

Квасникова М.А. Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России // Социально-политические исследования. – 2020. – №1. – С. 43-56.

Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт // Статистика и аналитика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics (Дата обращения 13.02.2023)

Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

Просмотров работы: 243