Интерес к ценностной основе индивидов и общества в целом постоянно растет на рубеже эпох, в период кризиса, переломного момента в истории человеческой цивилизации, необходимость понимания которого закономерно требует обращения к проблемам этической ценности.
Кардинальные изменения в социальных системах и изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, потребовали переоценки многих фундаментальных ценностей.
Изменение, которое привело к возникновению потребности у всех членов общества взять на себя ответственность за свои судьбы, приводит к тому, что новая система ценностных ориентаций постепенно получает одобрение в общественном сознании.
Молодой человек, вступающий в жизнь, больше не ассоциируется с прежней ценностью и не осознавал в полной мере ценность свободной демократической социальной системы.
Поэтому очень важным становится ценностное самоопределение в вузе, процесс формирования ряда ценностных ориентаций, что очень необходимо для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе человек-человек.
Рассматриваемая проблема актуальна еще и потому, что существуют противопоставления современных социальных условий, предъявляющих особую потребность в формировании системы личностных ценностных ориентаций, и недостаточное изучение психологического фактора и механизма развития системы ценностей.
Ценностные ориентации - важнейшая структурная составляющая личности.
Ценности, как и другие, социально-психологические образования, являются регуляторами поведенческих реакций человека и важны для всех сфер жизни человека.
Ценности двойственны, с одной стороны, социальные, поскольку они исторически и культурно обусловлены, и, с другой стороны, индивидуальные, поскольку они концентрируют жизненно важные знания по конкретным предметам.
Социальные ценности представлены некоторыми данными, имеющими экспериментальное значение, соотнесенными с объектами деятельности.
Наличие субъективной значимости для людей тех или иных ценностей определяется различными источниками.
Основными такими источниками на разных этапах развития научной мысли были:
божественный или природный разум;
инстинктивные биологические потребности;
универсальный закон сохранения видов;
Этические стандарты;
внутренняя психология людей.
Терминальные и инструментальные ценности, высшие и регрессивные, внутренние и внешние ценности по своему происхождению соответствуют разным уровням или стадиям развития личности.
Ценностная ориентация человека связывает его внутреннее Я и окружающую действительность, способствует формированию сложной многоуровневой иерархической системы, занимая при этом промежуточное положение между такими сферами, как мотивационно-потребность и сфера личностного смысла.
Естественно, что ценностные ориентации личности имеют двойственные функции.
Одной из сторон системы ценностных ориентаций является высший орган управления, регулирующий стимулы деятельности личности, определяющий приемлемый способ, направленный на их реализацию.
Другая сторона системы - это внутренний источник жизненной цели человека, выражение того, что кажется более важным личным смыслом.
Таким образом, под системой ценностных ориентаций понимается важнейший психологический орган, способствующий саморазвитию и личностному росту, определяющий при этом направление и метод, необходимые для реализации этого роста.
По мнению В.Ф. Орлова, профессиональное воспитание - это «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств...» [ 3] .
Основной целью профессионального воспитания студентов колледжа является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Профессиональное воспитание студентов колледжа имеет следующие задачи:
-формирование сознательного отношения к выбранной профессии, профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;
-формирование осознанной профессиональной мотивации;
-воспитание гордости и любви к профессии педагога, понимания общественной миссии своей профессии;
-воспитание чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, осмысленного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности;
-формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности;
-формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности студентов к осуществлению трудовой деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде;
-приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
-формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях;
-воспитание у студентов бережливости, формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.
К основным компонентам профессионального воспитания относят: мотивацию обучающихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании и формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.
Формирование профессиональных компетенций (специальных, социальных, личностных, методических и психолого-педагогических) у студентов колледжа осуществляется в различных формах.
Специальные компетенции формируются через изучение предметов, различные виды практик, экскурсии в образовательные учреждения, предметные недели, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам. Учебная деятельность, включающая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана специальности влияет также на профессиональную мотивацию студентов.
Большую роль в формировании психолого-педагогических компетенций у студентов колледжа играет социально-психологическая служба колледжа и служба содействия трудоустройству и профессиональной ориентации выпускников [ 1].
Программа профессионального воспитания студентов предусматривает постановку конкретных задач на каждой ступени обучения и их поэтапную реализацию через различные формы воспитательной работы. Путь в студенты начинается намного раньше студенческой жизни. Психологи постоянно подтверждают широко распространенное желание стать учеником в жизненных планах молодых людей, окончивших среднюю школу.
Для молодежи непрерывное образование представляет собой большую социальную, моральную и психологическую ценность.
С организацией университетов в XII веке термин студент стал использоваться для обозначения студентов (изначально и обучающих) в них; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только студенты.
Студенчество как особая группа возникло в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами [2].
Средневековый состав студентов был крайне неоднороден как в социальном, так и в возрастном отношении
С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студентов в жизни общества возрастает.
Студенческий состав является не только источником пополнения квалифицированными кадрами, интеллигенцией, но и сам по себе составляет довольно многочисленную и важную социальную группу.
Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, а само по себе давало людям, получившим его, значительные привилегии, уже в XIX и XX веках.. Студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Анализ социальной структуры студентов педагогического вуза важен с точки зрения социальной справедливости, поскольку показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, т.е. с точки зрения уравнивания шансов для всех [5].
Важным моментом является возможность обучения на бюджетной основе малообеспеченных слоев населения, таких как дети-сироты, студенты из малообеспеченных семей.
Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования учебной дисциплины студентов, стремления хорошо усвоить изучаемый предмет, развивать свой кругозор и т. д.
Во-первых, среди родителей студентов относительно мало безработных.
Во-вторых, социальный состав студенческого контингента достаточно разнообразен: широко представлены как традиционные, так и новые слои: часть студентов имеет детей, свои семьи, работает, занимается бизнесом, частным предпринимательством, обучается на заочном отделении.
В-третьих, доминирующая группа - студенты из семей специалистов с высшим образованием.
В-четвертых, студенческий состав стремительно пополняется представителями нового для нас пласта - молодыми людьми из семей, где один из родителей или даже оба родителя являются владельцами частных компаний в различных сферах бизнеса.
Еще несколько характерных черт следует отнести к особенностям студенческого контингента. В первую очередь, престиж.
Как отмечалось выше, студенческий коллектив - это наиболее подготовленная, образованная часть молодежи, что, несомненно, делает его одной из самых продвинутых молодежных групп [6].
Это, в свою очередь, предопределяет формирование специфических черт студенческой психологии.
Стремясь завершить учебу в университете и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что университет является одним из средств социального продвижения молодежи, и это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию. социального развития.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует развитию сплоченности студентов. Это проявляется в разнообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Еще одна важная особенность заключается в том, что активное взаимодействие с различными социальными объектами общества, а также специфика обучения в вузе приводят студентов к прекрасной возможности для общения.
Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это отличительная черта студенческого коллектива.
Важной чертой студенческого коллектива также является напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.
Эти устремления позитивны. Однако из-за отсутствия жизненного опыта, поверхностного при оценке ряда жизненных явлений, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут перейти к бездумной критике.
Профессиональные планы молодых людей возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, программ и т. д.
С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию приводит к тому, что собственные возможности, наклонности и способности иногда оцениваются не по выбранной профессии, а по принципу хотя бы с дипломом.
И где думать о том, что выбранная профессия соответствует вашим склонностям и способностям, когда главным и решающим становится принцип: Неважно, в какой вуз поступать, просто поступать.
Сейчас университет для большинства школьников кажется очень высокой ценностью.
Стремление молодежи поступать в вузы сопровождается настолько высоким конкурсом, что он сразу выявляет все недостатки в обучении, особенно в сельской школе.
Таким образом , для студентов годы учебы - один из важнейших периодов жизни.
Это время получения образования, получения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями общества.
Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту. Ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности.
Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека.
Ценности имеют двойственную природу: они социальные, поскольку они исторически и культурно детерминированы, и индивидуальные, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт того или иного субъекта.
Ценностные ориентации - психологический орган, механизм личностного роста и саморазвития, который носит развивающийся характер и представляет собой динамическую систему.
Библиографический список
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л.В. Мардахаев. — Текст: электронный // Москва : Российский государственный социальный университет. — 2016. — 364 с. — URL: https://ibooks.ru/bookshelf/351776/reading (дата обращения: 17.11.2022).
2.Вахабова С.А. Молодежная политика государства как условие для успешной самореализации молодежи [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2016. –№2 (106). – С. 995-996. – URL: https://moluch.ru/archive/106/25171/
3.Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
4.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 167 с.
5. Приходько Е.В. Современные образовательные технологии в системе образования: Материалы II Международной научно-практической конференции [Текст] / Научный ред. В.Е. Приходько. – Таганрог: Издательство «Перо», 2017. – 119 с.
6. Толеубаева Г. Т. Педагогическая деятельность А.В. Хуторского: теория и практика [Текст] / Г. Т. Толеубаева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3(58). – 131-133 с.