Социальная терапия несовершеннолетних, склонных к делинквентному поведению - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Социальная терапия несовершеннолетних, склонных к делинквентному поведению

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная терапия делинквентного поведения в молодежной среде является одной из важнейших мер позитивного воздействия на развитие молодежи. Делинквентные действия несовершеннолетних являются актуальным феноменом современного общества, поскольку именно подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Почему же, не смотря на ежегодную работу преподавателей, инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних, школьных социальных работников, дети стремительно продолжают нарушить рамки закона?

В 2019 году каждое 27-е преступление в России было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Это гораздо меньше, чем в начале 2000 годов — тогда подростки были вовлечены в каждое 10-е криминальное деяние. По различным статистическим данным в России наблюдается уменьшение зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами. Как показывает статистика МВД, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами, составляет 4,5%. Около 75,5% правонарушений совершено против собственности. Почти 1/3 преступлений совершается с участием взрослых [1].

Важную значимость данной темы подтверждают следующие факторы:

1. Недостаточно изученная особенность делинквентного поведения детей в рамках продолжающегося развития современного общества, так как комплексное исследование терапии несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, в отечественной социологии, относится к концу 19 началу 20 века.

2. Изучение делинквентного поведения подростков для предупреждения девиантных отклонений у подростков, преодоление конфликтности между подростком и обществом.

3. Отсутствие комплексного исследования механизма предупреждения делинквентных отклонений подростков; необходимость дальнейшего совершенствования социального контроля.

Исследователи, классифицируя отклоняющееся поведение, разделяют девиантное (отклоняющееся) и делинквентное (преступное) поведение.

Делинквентное поведение определяется как действия личности, отклоняющиеся от установленных законов, угрожающие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крайних формах. А. И. Кравченко и В. И. Добреньков дополняют эту классификацию криминальным поведением.

Отклоняющееся поведение – это собирательный термин, включающий по нарастающей три степени нарушения социальных норм. Самый узкий сегмент – это криминальная сфера. Девиантное поведение – это самый массовый вид нарушений[2].

Одной из главных причин, подталкивающей несовершеннолетних к совершению преступления является негативная ситуация в семье, которая раскрывается в каждой семье по-разному.

В материально-необеспеченной семье ребенок начинает воровать. Алкоголизм и наркомания в семье, по статистическим данным в 40% повлияет на подростков копированием данных социальных ролей родителей и перенесением их на свою жизнь. Так же к важным причинам делинквентного поведения относят психофизиологические и социально-экономические причины.

Подростково-молодежное делинквентное сообщество зачастую имеет территориальную привязанность и высокую делинквентную активность. Традиционные российские группировки воспроизводят тюремные нормы и ценности, нетерпимость к представителям иных молодежных субкультур.

Выделяют три уровня развития криминогенных подростковых групп:

Предкриминальные группы с ориентацией на антиобщественную деятельность, возникающие стихийно по месту жительства. Их отличает бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: игра в азартные игры, пьянство, незначительные правонарушения;

Неустойчивые криминогенные группы отличает преступная направленность групповых ценностных ориентаций. От незначительных правонарушений переходят к более общественно опасным деяниям;

Устойчивые криминальные преступные группы – объединения подростков, сформировавшиеся для совместного совершения преступлений (кражи, ограбления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступления). Имеют четкую организационную структуру, систему неписанных норм, более-менее постоянный количественный состав [3].

Значительная часть молодежи России прямо или косвенно взаимодействует с криминальными структурами.

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Основные типы задач социальной терапии: исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта[5].

При социальной терапии специалист должен уметь воздействовать на подростка эмоционально. Нужно быть максимально осторожным, что бы не травмировать ребенка. В основе терапии используется социальная помощь со стороны окружения, устранение отрицательных последствий взаимоотношений и препятствий, которые мешают социальному развитию несовершеннолетнего. При работе могут использоваться различные виды терапии (трудовая, самовоспитания, социотерапия и другие).

Социальная терапия всегда представляет собой комплекс мер и действий специалистов, социума и самого субъекта помощи, манифестирующего о ней и тем самым признающего наличие трудной жизненной ситуации и ограниченность либо же полное ситуативное отсутствие ресурсов для ее решения.[6]

Терапию делинквентного поведения разрабатывают социальные работники, работники внутренних органов и, конечно же, психологи.

Ключевые профилактические меры делинквентности — это:

Повышение уровня образованности общества, а также успеваемости школьников;

Выстраивание в семье правильных отношений: профилактика домашнего насилия, агрессии, решение конфликтов мирным путем;

Отказ от трансляции фильмов, передач, сериалов, в которых романтизируется преступность;

Выстраивание доверительных отношений между подростком, родителями и педагогами;

Повышение доступности спорта: открытие бесплатных секций, кружков, клубов по интересам, которые позволят несовершеннолетнему ребенку найти занятие себе по душе [4].

Исходя из особенностей делинквентного поведения подростков в современной России, следует отметить, что в настоящее время такое поведение стало для большинства подростков нормой жизни: некоторые формы аморального, антиобщественного и даже преступного поведения признаются социально-одобряемыми. Происходит острая деформация ценностных ориентаций подростков, что активизирует в настоящее время влияние на подростков субкультуры криминальной среды. Важнейшие институты социализации подростков претерпевают негативные изменения.

Таким образом, учитывая данные особенности, следует отметить, что социальная терапия делинквентного поведения несовершеннолетних должна стать одним из приоритетнейших направлений политики страны.

Список использованной литературы.

Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://мвд.рф/. – (дата обращения: 19.02.2023).

Шафранов-Куцев Г.Ф., Социология современного образования: учебник/общая редакция Г.Ф. Шафранова-Куцева.-М.: Логос, 2020. 432 с.(Новая университетская библиотека) ISBN: 978-5-98704-842-9.

Зеленый криминалитет. Почему в России растет подростковая преступность [Электронный ресурс]-URL: https :// vk. cc / cbkhvf (дата обращения 19.02.2023).

Теледоктор. Делинквентное поведение [Электронный ресурс] -URL: https://teledoctor24.ru/article/592-delinkventnoe-povedenie/ (дата обращения 19.02.2023).

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебнометодическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова.- Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»,2020-36с.

Пьянкова Л.А., Хомичева В.Е. Понятие социальной терапии как метода решения социально-психологических проблем//2019-5с.

Просмотров работы: 78