На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности в Российской Федерации. Экстремизм - явление чрезвычайное, влекущее за собой серьезные последствия для государства, общества и личности.
Так, например, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» четко определяет следующие направления этой деятельности (ст. 3): «Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц» [1].
По мнению И.С. Фомина основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность. Повышенная общественная опасность экстремизма в молодежной среде, обусловливаемая прежде всего присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности [2, c. 55].
Организация работы по профилактике экстремизма в образовательной организации, как и любая профилактическая работа в школе, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервьюирование и другие способы опроса учащихся, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного сообщества по данной теме и т. п.
Следующим этапом организации профилактической работы в школе является планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами.
Можно выделить три категории субъектов, с которыми необходимо организовать работу в школе по профилактике экстремизма и межнациональной розни [4, с. 131]:
1) Работа с детьми: – общая воспитательная педагогическая работа с детьми; – работа с детьми «группы риска»; – работа с детьми, принимавшими участие в противоправных акциях.
2) Работа с педагогическим составом: – подготовка учителей к ведению профилактической работы; – организационно-методическая профилактическая работа.
3) Работа с родителями: – информирование и консультирование родителей по данной проблеме; – индивидуальная работа с семьями.
Молодежный экстремизм выражается в агрессивном поведении молодых людей по отношению к окружающим. Под молодежными экстремистскими группировками понимаются неформальные молодежные объединения (фанаты спортивных команд, группировки национального толка, поклонники различных культов и т. п.). Молодежная среда в силу своих социальных особенностей, способов восприятия окружающей действительности является той частью общества, которая быстро накапливает и реализует протестный потенциал, что способствует вовлечению в экстремистские движения. Основными причинами возникновения экстремизма в молодежной среде являются снижение уровня жизни большей части населения, изменение нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, появление агрессии среди молодежи, отсутствие системной профилактической работы, в которой были бы задействованы различные структуры образовательного процесса. Поэтому основной задачей современной образовательной системы являются организация системной профилактической работы с молодежью, изучение особенностей молодежной социальной среды, причин агрессии, выявление способов формирования стрессоустойчивой личности, способной противостоять негативным влияниям общества и осознанно принимать поведенческие решения. В ходе организации деятельности по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде необходимо ориентироваться на: – оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые люди, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; – формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон; – создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; – разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессивности, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур [6, c. 89-96]
В последние годы за рубежом, в СНГ и России развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические.
А.А. Гаджиева среди эффективных мер профилактики экстремизма выделяет [3, c. 202–206.]:
‒ создание мест в вузах для талантливой молодежи;
‒ разработку долгосрочной программы в сфере молодежной политики по противодействию экстремизму;
‒ усиление роли патриотического воспитания среди молодежи; ‒ использование родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь; ‒ возвращение былого авторитета слова старших;
‒ профилактику терроризма, которой должны заняться также и институты гражданского общества.
Н.В. Стариков приводит следующие меры профилактики экстремизма:
‒ правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры, преодоление правового нигилизма;
‒ подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии;
‒ сотрудничество с различными конфессиями по противодействию экстремизма;
‒ обновление форм воспитательной работы с молодежью;
‒ организация виртуальных дискуссионных площадок в виде «вебконференций» по молодежной проблематике, размещенных на базе областных правительственных порталов, а также популярных и наиболее посещаемых молодежью интернет-ресурсах[5, c. 132].
Таким образом можно отметить что реализация программ профилактики экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения, а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых особенностей.
Список используемых источников:
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».[Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html (дата обращения 15.02.2023).
2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени образовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2018. – c. 55.
3. Стариков Н.В., Мамина И.В. Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2018. – № 5. – c. 202–206.
4. Профилактика экстремизма в молодежной среде: информационно-методический сборник. – Иркутск, 2020 г. – 131 с
5. Ростокинский А.В. Этика, основы православной культуры, религиоведение или что-то еще (об обучении толерантности) // Современные гуманитарные исследования. – 2018. – № 1 (20) – c.132
6. Романова Т. В. Воспитательная работа в сфере профилактики экстремизма в студенческой среде // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – c. 89–96