Организация социального сопровождения опекунских семей - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Организация социального сопровождения опекунских семей

Идрисова Л.Ш. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: важность семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье складывается и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, важными для адаптации в обществе.

Согласно статистике, за последние 2 года из всех семей, которые хотели взять ребенка (состояли на учете), только 34% действительно сделали это. Последние три года эта доля держится на уровне 32-35%. Но если рассматривать более широкий период — с 2010 года — то она снизилась в два раза. Все это обуславливает актуальность и необходимость социального сопровождения опекунской семьи в условиях специализированного учреждения социальной защиты детства [1].

Понятие «сопровождение» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Сопровождение семьи предполагает развитие ресурсов и расширение возможностей семьи в решении возникающих проблем.

Сущность социального сопровождения

Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года, социальное сопровождение - это один из видов помощи семьям и детям (статья 22) [2].

М.И. Рожков считает, что сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

А.Л. Уманский отмечает, что сопровождение, его сущность рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи; как педагогическая технология.

В исследованиях И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Т.И. Шульга, показано, что основными причинами негативных взаимоотношений в опекунской семье, как правило, являются: неверная позиция опекунов, определяющая тип воспитания; отсутствие у опекунов необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье.

Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители, а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг таких как: педагогические и юридические услуги, подкрепленные законодательством Российской Федерации; социальная помощь, которая не относится к социальным услугам и услуги в психологической помощи [4].

Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания под опеку, являются члены опекунской семьи, которая призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать им эмоциональную поддержку и обеспечить их психологическую защиту. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его семейная социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Важными проблемами опекунской семьи являются: полноценная реализация ею воспитательной функции, необходимость повышения психолого-педагогической культуры опекунов.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Р.В. Овчарова выделяет шесть социальных ролей социального работника:

- посредник (связующее звено между личностью и социальными службами);

- защитник интересов (защита законных прав личности);

- участник совместной деятельности (побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы);

- духовный наставник (социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме);

- социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций);

- эксперт (отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы).

Этапы социального сопровождения

1 этап - диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;

2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;

3 этап - совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;

4 этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;

5 этап - решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;

6 этап - анализ выполнения рекомендаций всеми участниками;

7 этап - дальнейший анализ развития ребенка[3].

Выделение этих этапов социального сопровождения весьма условно, однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения.

Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Центры социальной помощи семье и детям

В современной России все большее значение в сфере оказания психолого-педагогической помощи и поддержки опекунским семьям наряду с традиционными образовательными учреждениями (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные училища, учреждения внешкольной работы по месту жительства и др.) приобретают в настоящее время Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД).

На сегодняшний день Центрами социальной помощи семье и детям накоплен значительный опыт организации сотрудничества с опекунскими семьями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Различные специалисты Центров социальной помощи семье и детям постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы. От успешной совместной работы опекунов и специалистов во многом зависит уровень педагогической культуры членов опекунской семьи, качество воспитания и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка. К сожалению, не каждая опекунская семья характеризуется гармоничностью отношений детей и взрослых. Задачей социальных педагогов и психологов в этом аспекте является научить опекунов общаться с детьми. Все это возможно сделать путем использования разнообразных интерактивных форм и методов работы ЦСПСиД с членами опекунской семьи.

Деятельность специалистов ЦСПСиД в процессе взаимодействия с опекунской семьей включает три основных составляющих: помощь в психолого-педагогическом самообразовании взрослых членов семьи; различные виды консультативной помощи (психологической, социально-педагогической, правовой, экономической и др.); посредническая помощь (установление необходимых контактов семьи с нужными специалистами, организациями и др.). Деятельность специалистов ЦСПСиД направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры опекунов с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентрирования совместной деятельности ЦСПСиД и опекунской семьи. Педагоги Центра и опекуны как партнеры в деле воспитания и развития личности ребенка должны дополнять друг друга в сфере создания условий для гармоничного развития детей.

Взаимоотношение в системе «ребенок - опекун» гармонизируются, если: опекуны систематически повышают уровень своей психолого-педагогической культуры, в том числе при содействии социального педагога; в семье используется стиль воспитания адекватный индивидуальным и психовозрастным особенностям ребенка; создаются условия для разнообразного совместного семейного досуга.

При возникновении желания принять ребенка в семью и первом обращении в службу опеки актуальными являются вопросы необходимости оказания психологической помощи семье и помощи в выявлении и решении проблем будущих родителей; определения готовности пары к усыновлению. Отдельно следует отметить особенности работы с матерями в ситуации, когда они становятся инициаторами усыновления ребенка и хотят пробудить аналогичное желание у супруга. Другие вопросы, которые подробно освещаются на следующих этапах, также должны рассматриваться и в этот период.

Компоненты модели социально-педагогического сопровождения процесса воспитания приемного ребенка в опекунской семье

- Целевой - создание благоприятных условий для реабилитационных, компенсирующих, коррекционных, интегрирующих, регулирующих и стимулирующих ресурсов семьи и личности для решения задач воспитания ребенка, лишенного попечения родителей, его адаптации в систему социальных отношений, жизненного самоопределения, последующей социальной мобильности.

-Ценностно-мотивационный - формирование и развитие у замещающей семьи и приемных родителей ценности служения детям, у приемных детей ценности семьи как социального феномена.

-Содержательный, предусматривающий несколько направлений: диагностическое, просветительское, коррекционно-реабилитационное.

-Процессуальный, предусматривающий следующие этапы: предварительного анализа, прогнозирования, организации деятельности, трансляции, поддержания (закрепления) полученного опыта.

-Технологический, состоящий из консультирования, «Мозартики», биографического метода, «управления случаем», «семейной скульптуры», опирающихся на идеи модерации [6].

-Аналитико-результативный, ориентирующий на рефлексию деятельности, выявление успешности воспитания приемных детей в таких семьях по удовлетворенности приемных детей и замещающих родителей детско-родительскими отношениями, интегрированности ребенка в микросоциум, сформированности у него социальных навыков, соответствующих возрасту, по наличию адекватных жизненных планов [5].

Наиболее сложным контингентом родителей, желающих усыновить ребенка, являются супружеские пары, в течение долгих лет безуспешно пытавшиеся родить ребенка, доверяясь самым последним технологиям. У некоторых из них, возможно, был болезненный опыт совершенных абортов или пережитых иллюзий долгожданных беременностей, которые не завершились рождением ребенка. Отказаться от желания иметь собственного, родного ребенка им не так просто. Родители начинают чувствовать себя беспомощными перед непреодолимой силой случившегося с ними несчастья. Все это приносит эмоциональные страдания, часто ни с кем не разделенные по разным причинам: существующей сложности в общении или невосприимчивости общества к данной проблеме. Выбор в пользу усыновления является для них одним из этапов долгого и трудного пути, зачастую сопряженного со страданиями, которые, если их правильно понять, подготовят супругов к восприятию ими ребенка, рожденного другими родителями.

Таким образом, в статье была рассмотрена организация сопровождения опекунских семей, а также ее процесс, содержание и технология, а также были отмечены этапы социального сопровождения.

Список использованных источников

Статистические данные [Электронный ресурс] – URL: https://irsu.info/stat/ (дата обращения 16.11)

Статистические данные [Электронный ресурс] – URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_soprovozhdenie_i_ego_tehnologii/socialnoe_soprovozhdenie_semey/#socialnoe-soprovozhdenie (дата обращения 15.11.22)

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 360 с.

Токарская Л.В. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей: [учеб. пособие] / Л. В. Токарская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 136 с.

Захарова Ж. А. Содержание, формы и методы социально-педагогического сопровождения детей в замещающей семье [текст] /Ж. А. Захарова //Вестник университета (Государственный университет управления) – 2009. – № 18. С.22.

Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2017 – 244 с.

Просмотров работы: 49