Профилактика социальных зависимостей у детей в условиях социально – реабилитационного центра. - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Профилактика социальных зависимостей у детей в условиях социально – реабилитационного центра.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Данная статья посвящена профилактике социальных зависимостей у детей в Областном государственном казённом учреждении социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» в г. Ульяновске». В статье рассматриваются особенности профилактики социальных зависимостей, их причины и возможные выходы из этой ситуации.

Введение. В современном обществе значительно возросло число детей и подростков, имеющих социальные зависимости, такие как алкоголизм, наркомания, табакокурение, переедание, зависимость от определённых продуктов игровая, компьютерная, мобильная и телевизионная зависимости, фанатизм, зависимость от молодёжных субкультур и сект, шопоголизм и др. Наличие таких зависимостей препятствует гармоничному развитию личности детей, значительно снижает их социальную активность, тормозит их психическое и социальное развитие, повышает риск возникновения психических заболеваний, девиантного поведения, правонарушений и др.

Причиной возникновения таких зависимостей выступает множество факторов, как внешних, социальных (доступность объектов зависимостей, навязчивая реклама, воздействие СМИ, низкий уровень экономической и социально-культурной жизни определённых слоёв российского общества), так и внутренних, психологических (заниженная самооценка подростка, неумение справляться с жизненными трудностями, искажённая система ценностей, усвоенные в детстве непродуктивные жизненные сценарии, слабая самоорганизация, конформизм). И в том, и в другом случае исправить ситуацию, предупредить возникновение зависимости может правильное педагогическое воздействие семьи и школы. В отношении внешних факторов требуется формирование иммунитета против негативных влияний социума, в отношении внутренних — развитие определённых личностных качеств и умений, таких как самостоятельность, волевые качества, умения саморегуляции и др. [Профилактика социальных зависимостей подростков: сценарный подход/Мазниченко М.А., Нескоромных Н.И., 2013. – 15 c.].

Основная часть. Различные социальные зависимости подростков, в силу наличия у них общих признаков, факторов возникновения, имеют и сходные сценарии и механизмы зарождения.

Социальная зависимость – особый вид зависимости, возникающей между индивидами, живущими в одном обществе, в результате их сознательных воздействий друг на друга как на членов общества.
Одна из причин возникновения и закрепления социальных зависимостей — неумение подростка строить конструктивное взаимодействие с объектом зависимости, в том числе неумение управлять временем взаимодействия с объектом зависимости. К примеру, подросток не может оторваться от компьютерной игры, чтобы выполнить домашнее задание, не в полной мере осознаёт результат своих действий или бездействий. В этом случае личное время становится тормозом развития субъекта времени, источником стрессов. Недостаточное внимание к временной организации конструктивного взаимодействия с объектом зависимости — существенный фактор риска возникновения зависимости. Распространён сценарий «Зависимость как результат смены конструктивного способа взаимодействия с объектом зависимости на неконструктивный». Противостояние взрослых на основе запрета неконструктивного взаимодействия с объектом зависимости способно сделать врагами подростка всех, кто старается управлять его свободным временем. Чтобы предупредить подобный сценарий, целесообразно обучить подростков структурировать личное время, в том числе время взаимодействия с объектом зависимости, на что и направлена предлагаемая методика обучения подростка управлению личным временем.
[Досуг подростков: профилактика социальных зависимостей/Мазниченко М.А., Нескоромных Н.И., 2014. - 39 c.].

Одна из наиболее заметных зависимостей современного общества – это широкое и повсеместное распространение Интернет зависимости. С одной стороны, Интернет, как чрезвычайно важный инструмент коммуникации в обществе и распространения информации, имеет огромное влияние на образ жизни современного человека. А с другой стороны, прогресс компьютерной техники несет ряд неприятных потенциальных угроз для человека и общества. В настоящее время одна из таких угроз, обычно называемая Интернет-зависимостью или Интернет-аддикцией, интенсивно обсуждается в медицинской, психологической, педагогической литературе и в сферах, связанных с применением новых технологий, а также привлекает массовое внимание. Она упоминается в бытовой речи и в публицистике, фигурирует в юридической практике. [Психологический Подход К Изучению Проблемы Интернет зависимости/Белов.А.В.,2021. – 114 c.]

Профилактика зависимостей представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к зависимостям.
Педагогической, психологической, медицинской наукой разработан широкий арсенал форм и методов профилактики и преодоления социальных зависимостей (алкоголизма, наркомании, табакокурения, игромании, компьютерной и интернет-зависимости и т.д.). Однако в большинстве случае методы разрабатываются и применяются в отношении какой-то отдельной зависимости (за исключением алкоголизма, наркомании, табакокурения). В то же время сходные природа, признаки, особенности, факторы и причины, сценарии и механизмы возникновения и закрепления социальных зависимостей позволяют предположить возможность унификации профилактической работы с ними.
Наиболее эффективным для построения такой работы нам представляется сценарный подход. Он активно применяется в экономике для составления долгосрочных экономических проектов (выделяется несколько возможных сценариев, в соответствии с которыми строится система экономико-математических моделей)2, в менеджменте — с целью разработки эффективных управленческих стратегий, в информатике — для оптимизации работы программного обеспечения и в других сферах жизнедеятельности общества. Попытки использовать такой подход предпринимаются в педагогике и педагогической психологии (например, сценарная организация исследований3). В психологии трансакционный или сценарный анализ применяется для лучшего понимания мотивов поведения людей, объяснения их поступков.
[Социальная зависимость в российском обществе: социологический анализ/ Гуськов И. А., 2008. – 87 c.]

Применительно к проблеме преодоления социальных зависимостей психотерапевтами (например, в группах анонимных алкоголиков) используется метод коррекции жизненных сценариев, разработанный Э. Берном и его последователями. Зависимую личность учат преодолевать навязанные в детстве родителями непродуктивные жизненные сценарии. Так, Б. и М. Гулдинг выявлены 12 непродуктивных сценариев, в основе которых лежат приказания: «Не живи», «Не будь самим собой», «Не будь ребёнком», «Не расти», «Не делай успехов», «Ничего не делай», «Не высовывайся», «Не принадлежи», «Не будь близким», «Не чувствуй себя хорошо», «Не думай», «Не чувствуй». Использование сценарного подхода в комплексной профилактике социальных зависимостей подростков имеет следующие преимущества: — позволяет выделить наиболее устойчивые, а значит, предсказуемые линии поведения подростков; — даёт возможность преодолеть механистичность, стереотипность социально-педагогической деятельности по профилактике зависимого поведения подростков, когда организаторы профилактической работы, следуя традиционным схемам, не учитывают условия возникновения социальной зависимости; — позволяет управлять рисками возникновения социальной зависимости; — даёт возможность осуществлять педагогические воздействия с учётом обстоятельств, в которых зарождается и закрепляется социальная зависимость, учитывать специфику ближайшего окружения ребёнка, что способствует большей эффективности профилактической работы. Мы считаем, что возникновение зависимости у подростка в каждом конкретном случае связано с определённой причиной, указывающей на некоторые педагогические недоработки/ошибки родителей или педагогов. Например, у подростка не сформировано критичное отношение к получаемой информации, не развиты умения саморегуляции, он не овладел адекватными способами получения удовольствия, не умеет справляться с жизненными трудностями, не может отстоять свою индивидуальность, противостоять асоциальной группе, её лидеру и т.д. Все эти причины можно описать в наборе типовых сценариев зарождения социальных зависимостей.

Применительно к каждому такому сценарию определяются предупреждающие или корректирующие (в зависимости от стадии сформированности зависимости) контрсценарии, генерируемые педагогом, школьным психологом и/ или родителями. Сценарий представляет собой «прописывание системы действий педагога/родителей и подростка в конкретной ситуации… и характеризуется тем, что позволяет быстро опознать развёртывающийся вариант ситуации и определить адекватный вариант действия (противодействия)»5. Сценарный подход к профилактике социальных зависимостей подростков основан на выявлении типовых сценариев возникновения таких зависимостей и генерировании родителями и педагогами контрсценариев как профилактических, так и коррекционных)

Профилактические (предупреждающие) констрсценарии призваны не допустить формирования зависимости путём развития у подростка необходимых личностных качеств, умений, навыков, изменения системы его ценностных ориентаций. Коррекционные сценарии нацелены на изменение моделей взаимодействия подростка с объектом зависимости в сторону более продуктивных, а затем уже на этой основе — на изменение его ценностных ориентаций. Проведённый анализ педагогической теории и практики позволил выделить типовые сценарии, приводящие подростка к социальной зависимости, и предложить возможные контрсценарии. [Социальное управление в сфере противодействия социальным зависимостям / А.Б. Шагидаева, 2016. – 206 c.]

Таким образом деятельность по профилактики социальных зависимостей детей в условиях СРЦ крайне необходима, потому, что данная социальная группа подвержена множеству рискам, с которыми в силу своего возраста они не в силу справиться самостоятельно. Благодаря работе с детьми профессиональными сотрудниками и различными проектами, и направлениями несовершеннолетние получают необходимый опыт и ценности для оптимальной жизни в обществе.

Список использованных источников

1. Белов, А.В. Психологический подход к изучению проблемы интернет зависимости: научная статья / А.В. Белов: Тамбов, ТОГБУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» – 2021

2. Гуськов, И.А. Социальная зависимость в российском обществе: социологический анализ: диссертация / И.А. Гуськов; Ростов На Дону, ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» -: 2008

3.Мазниченко, М.А. Досуг подростков: профилактика социальных зависимостей: Сочи, научная статья / М.А. Мазниченко; Н.И. Нескоромных –:2014
4. Мазниченко, М.А. Профилактика социальных зависимостей подростков: сценарный подход: Сочи, научная статья / М.А. Мазниченко, Н.И. Нескоромных.–:2013
5. Шагидаева А.Б. Социальное управление в сфере противодействия социальным зависимостям: Москва, научный журнал / А.Б. Шагидаева; НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт» -: 2016

6. Смоленцева, Ю.Н. Интернет-зависимость молодежи: Пермь, научная статья / Ю.Н. Смоленцева; «Пермский государственный национальный исследовательский университет » -: 2021

Просмотров работы: 43