Практики в социальной работе с лицами ОВЗ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Практики в социальной работе с лицами ОВЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для современной России характерны процессы углубления социально-экономического неравенства, расслоения общества, что является следствием недостаточно эффективной социальной политики, длительных реформ всех сфер российского общества, в результате которых возникло множество проблем в системе социальной защиты.

Особенно негативно эти явления воздействовали на процессы социальной интеграции, адаптации, реабилитации инвалидов, минимизировали возможности их самостоятельности.

Теоретические основы проблемы профессиональной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах А.И. Ковалевой, Т. Жулковска, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской.

Основная часть

Развивающийся в XXI веке мощный процесс гуманизации общественных отношений во всем мире отразился и на отношении к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и в результате определил тенденции формирования инклюзивного общества во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В связи с этим в профессиональном сообществе актуализируется проблема создания оптимальных условий для благоприятного развития детей-инвалидов, их социализации, социальной реабилитации, обучения, воспитания.

Необходимость создания таких условий для детей-инвалидов обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в социальных учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения. Все это усугубляет социальную депривацию детей-инвалидов и требует повышения эффективности технологий социальной работы с такими детьми в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов.

Внимание в научном мире к проблемам инвалидности, в том числе и детской, в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться детям- инвалидам [6, с. 21].

Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности. Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.

Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка - получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации , которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональным навыкам [4, с. 49].

Проблема оказания помощи семье, воспитывающей ребёнка инвалида, недавно стала объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось особого внимания хронически больным индивидам в контексте их семьи. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями. Обеспечивается новый уровень интегрированных знаний в этой сфере

Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства семей с инвалидами невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям (реабилитационных, социальных услуг, материальной, социально-бытовой и иной поддержки).

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

центры социальной помощи семье и детям;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

социальные приюты для детей и подростков;

комплексные центры социального обслуживания населения;

центры психолого-педагогической помощи семье и детям;

реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей в соответствии с действующими стандартами предоставляются социально- медицинские, социально-психологические, социально-педагогические услуги детям и родителям.

Большое внимание в последние годы уделяется изучению предметно- развивающей среды, которая выполняет по отношению к детям с ограниченными возможностями информативную функцию (природа, люди, пространственное окружение – в интерьере учреждения).

В целом учреждение становится реабилитационным только тогда, когда отвечает как минимум, трем основным требованиям:

осуществляет комплексную диагностику состояний, уровня физического и психического здоровья, социального развития;

создает собственное внутреннее реабилитационное пространство;

формирует вокруг себя внешнее реабилитационное пространство.

Современные технологии социальной работы с инвалидами представляют собой совокупность методик, приемов, действий специалиста по социальной работе, которые основаны на его профессионализме, индивидуальном подходе к своей работе, обеспечивающие положительную динамику развития ребенка-инвалида, активизацию его личностных ресурсов.

Результатом использования технологий социальной работы в отношении инвалидов является полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной, профессиональной жизнедеятельности [3].

Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударственными органами.

Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация различных моделей помощи инвалидам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными возможности в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» человека с ограниченными возможностями здоровья (инвалида) определяют, как лицо, имеющие определенные нарушения здоровья, связанные с расстройством функций организма, которые возникли в следствие заболеваний, травм или дефектов, что привело к ограничению его жизнедеятельности [1].

К числу наиболее важных аспектов деятельности современного социального государства и гражданского общества относится реабилитация детей-инвалидов, которые имеют ограниченные физические и психосоциальные возможности. Этот процесс должен носить системный и комплексный характер и осуществляться всей совокупностью социальных институтов и специализированных учреждений, при активном участии социальных работников, стремящихся организовать социальную жизнедеятельность для детей с ограниченными возможностями в современных условиях.

Обращаясь к работам Дыськина А.А., можно отметить, что для организации социальной защиты, медико-социальных, профилактических и других мероприятий необходимы сведения о причинах детской инвалидности с учетом особенностей изучаемого контингента, о состоянии инвалидности в регионе, распространенности и характере инвалидности детского населения, потребности в реабилитационных мероприятиях. И здесь приоритет должен отдаватся развитию социальной диагностики, как важнейшего вида технологии социальной работы [5].

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями это процесс который является целостным и комплексным; выпадение или пропуск того или иного направления или формы реабилитации не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида с ограниченными возможностями, но также и к неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Для этого и нужно использовать в работе с клиентами индивидуальную программу реабилитации.

Таким образом, люди с ограниченными физическими возможностями здоровья – особая социальная группа, имеющая определенные социально-психологические особенности: низкая способность или полное ее отсутствие в удовлетворении различных потребностей, зачастую даже бытовых, но также социальной, профессиональной и личностной самореализации; вынужденная изоляция от внешнего мира, которая приводит к узкому кругу социального общения, ложному представлению о реальном мире людей и т.д.; при некоторых заболеваниях наблюдается низкий уровень развития восприятия, а также мышления, внимания и памяти; собственное видение окружающего мира, основанное на эмоциональном, ценностном и др. восприятии.

Мы разделяем точку зрения Фурсова А.С. о том, что люди с ограниченными физическими возможностями здоровья очень чувствительны, их малоподвижность сказывается на социальных связях и выстраивании отношений с другими людьми, следовательно, на дальнейшую социализацию и эмоциональное состояние. В этой связи особую значимость приобретают инновационные технологии с данной социальной категорией людей, которые направлены на всестороннюю помощь людям, чья жизнедеятельность нуждается в помощи [7, с. 33].

Заключение

Исходя из вышесказанного необходимо отметить, что изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство.

Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие.

Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура.

Библиографический список

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2018 280 с.

Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Отчет за 10.01.2020 г. - 31.12.2021

Гарань А. Реабилитация инвалидов - внимание общества // Соц. обеспечение №4, 2019. 106 с.

Дыськин А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. / М.: Логос, 2018. 224 с.

Ким Е. Независимая жизнь лица с ограниченными возможностями. М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2017. 130 с.

Фурсов А.С. «Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект»., Автореферат, М., 2019. 34 с.

Просмотров работы: 90