ВИДЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВИДЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Лапина Н.О. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена противоречием между тем, что большинство ученых аддиктивное поведение довольно частое явление в подростковом возрасте, однако исследований, посвященных современным проблемам социально психологических предпосылок проявления аддикций в подростковом возрасте недостаточно. В наше время общество стремиться иметь здоровых, образованных людей, имеющих цели в жизни и способные их осуществлять. Проблема встает очень остро, если дело касается такого аддиктивного (зависимого) поведения, как наркомания и алкоголизм. Министерство внутренних дел Российской Федерации приводит данные о том, что потребление алкоголя и наркотиков все больше прогрессирует среди молодого поколения. Статистика показывает, что достаточно большой процент молодых людей имеет хотя бы один опыт употребления веществ наркотических групп (54 % мужского пола и 23 % женского пола). В этом же возрасте проявляется значительное возрастание процента употребления алкоголя.

Поэтому, безусловно, существует необходимость коррекционных воздействий и профилактики зависимого (аддиктивного) поведения, так как в современном мире появилось огромное количество видов аддиктивного поведения, которые способны перетекать из одной в другую.

Теоретический объект исследования: поведенческая сфера.

Предмет исследования: виды аддиктивного поведения.

Эмпирический объект исследования: воспитанники социально-реабилитационного центра.

Эмпирическая база: 15 воспитанников КГБУСО СРЦН «Парус надежды» (г. Владивосток, Приморский край).

Цель исследования: изучить виды аддиктивного поведения у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ литературы, по изучению аддиктивного поведения у подростков и раскрыть содержание понятий «аддиктивное поведение» и «виды аддиктивного поведения»;

Организовать и провести эмпирическое исследование на выявление видов аддиктивного поведения у воспитанников социально-реабилитационного центра. Определить методологию и методический аппарат.

Проанализировать полученные результаты исследования.

Гипотеза исследования: заключается в том, что наличиетруднойжизненнойситуацииведет к проявлениюзависимого (аддиктивного)поведенияу подростков.

Материал и методы исследования: основным методом эмпирического исследования, является метод тестирования, который, в свою очередь, представлен следующими методиками: тест «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой; тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В.А. Корзунина.

Практическая значимость: описав виды аддиктивного поведения у воспитанников, можно организовать психологическую помощь, а полученные результаты можно использовать в психопрофилактике зависимого поведения у подростков.

В основе понятия «аддиктивное поведение» лежит термин «аддикция». Как отмечают исследователи, «термин «аддикция» первоначально применялся для обозначения поведения людей с химической зависимостью. И только при дальнейшем изучении зависимости под аддикцией стали понимать специфическое поведение, в развитие которого участвуют как социальные условия раннего развития, так и психологические особенности человека» [3].

Аддикция (от англ. addiction – «зависимость») – состояние, при котором человек испытывает зависимость от чего-то или кого-то. Это патологическая форма привязанности, которая значительно ограничивает жизнедеятельность человека и влияет на его взаимодействие с окружающими людьми.

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, посредствам применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций».

В отечественной психологии проблема аддиктивного поведения, включая проблемы его коррекции, была рассмотрена в научных работах ряда авторов, среду которых В.В. Аршинова [1], А.Ю. Егоров [2], Е.В. Змановская [3], Л.Г. Леонова [4], В.Д. Менделевич [5]. В их работах поднимаются вопросы и структуры личности, предрасполагающие к аддиктивному поведению, а также факторов внешней и внутренней среды, приводящих к трансформации личности и подверженности ее аддиктивным агентам, и методов и способов коррекции и реабилитации аддиктивного поведения.

Дальше мы рассмотрим основные виды аддиктивного поведения:

1. Химические (в их основе лежит зависимость от психоактивных веществ): алкогольная зависимость, героиновая зависимость и др.

2. Нехимические (зависимость от определенного поведения): зависимость от азартных игр, зависимость от компьютерных игр и др.

3. Промежуточные (объединяют черты химических и нехимических): нарушения пищевого поведения.

Самыми наиболее опасными являются химические аддикции, которые проявляются как никотиномания, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкоголизм. Затем следуют биохимические аддикции (неправильное питание), которые проявляются как анорексия, булимия, вкусовая зависимость.

Нехимические (поведенческие) аддикции проявляются в следующих видах: информационные зависимости (компьютерная, телефонная, интернет-зависимость, чат-зависимость, радиомания, заппинг – постоянное переключение каналов телевизора, смс-зависимость); зависимые занятия (трудоголизм, коллекционирование, вещизм и др.); зависимость от постоянного изменения своего тела (одержимость пластическими операциями, пирсинг, тату, шрамирование и др.); поведенческие зависимости (отгороженность от людей, хроническое опаздывание, спешка, чрезмерная забота о ком-нибудь, одержимость чистотой в доме, постоянное желание спать) и ряд других [61].

Выборка исследования. Была обследована группа испытуемых, которую составили 15 человек, из них 8 юношей и 7 девушек, в возрасте от 15 до 17 лет, находящиеся на социальной-реабилитации в КГБУСО СРЦН «Парус надежды» г. Владивостока (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика выборки

 

Группа

Количество респондентов

Девушки

9 чел.

Юноши

6 чел.

Возраст

Девушки/Юноши

15-17/15-17лет

Для реализации цели эмпирического исследования и подтверждения гипотезы использовались следующие методы и методики.

Метод эмпирического исследования был представлен беседой и тестированием. Беседа – это метод получения информации об индивидуально-психологических особенностях личности. Беседа носила свободный характер, и была направленна на установление доверительного контакта с испытуемым. Метод тестирования используется для стандартизированной оценки индивидуальных различий при помощи стандартизированных вопросов и задач.

В исследовании были применены следующие методики: тест «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой, тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В.А. Корзунина.

В процессе анализа результатов, было выявлено, что у всех испытуемых воспитанников СРЦН есть предрасположенность к зависимостям.

На рисунке 1 представлены результаты исследования по тесту-опроснику «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В.А. Корзунина.

Рисунок 1 – Результаты исследования по тесту-опроснику «Аддиктивная склонность»

В.В. Юсупова, В.А. Корзунина

Из показателей на диаграмме следует, что среди воспитанников преобладают испытуемые с ярко выраженным уровнем склонности к зависимому поведению – 11 человек. Далее следуют те, кто имеет умеренно выраженные признаки склонности к зависимому поведению – 4 человека. Из 15 испытуемых нет ни одного, у кого не была бы выражена склонность к зависимому поведению.

Длительность и характер протекания стадий зависимостей будут зависеть от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества, алкоголя) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраст, социальные связи, интеллект и способность к сублимации).

Обработав данные, мы получили следующие результаты: из 15 испытуемых, у 9 человека выражена высокая склонность к алкогольной зависимости, у 4 человек высокая склонность к зависимости от компьютера (интернету и социальные сети) и у 2 человек зависимость средней степени от курения.

На рисунке 2 представлен анализ результатов методики «Диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой.

Рисунок 2 – Анализ результатов методики«Диагностики склонности

к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой

Ярко выраженная алкогольная зависимость у подростков, свидетельствует о том, что алкоголь занимает значимое место в ценностях ребенка. Таким образом ребенок уходит от реальности и попадает в группу риска, а нездоровая среда воспитания формирует неправильную модель поведения.

Никотиновая зависимость у подростков была выявлена как пагубная привычка и курение «за компанию» либо для самоутверждения, которая со временем перерастает в серьезное психическое заболевание – зависимость. Основная причина курения – желание казаться взрослым и быть популярным среди сверстников.

Подростки, у которых была выявлена интернет-зависимость, испытывают недостаток внимания в реальной жизни. Именно в интернете несовершеннолетний пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.

Выводы. Таким образом, аддиктивное поведение объясняется тем, что у испытуемых могут происходить существенные изменения в личной организации многих аспектов, связанных с актуальными жизненными вопросами, а также планами на будущее, и ввиду этого возможно проявление аддикций как результатов поиска новых возможностей выполнения целей или же их образования из-за недостатка некоторых актуальных ценностей. Подросток, который находится в трудной жизненной ситуации, наиболее активно использует ресурсы своего организма и для того, чтобы компенсировать низкий уровень гормонов радости и удовольствия, прибегает к использованию различных способов его восполнения, вследствие чего может формироваться некая привычка, которая может перерасти в аддиктивное (зависимое) поведение. Дети, попадающие в трудную ситуацию и не почувствовав поддержки со стороны взрослых, уходят в ту среду, где их поймут и дадут возможность отвлечься от актуальных для них проблем. Появление разных зависимостей это – уход от реальности, стремление закрыться от тяготеющих трудностей, с которыми не может справиться ребенок. Находясь в трудной межличностной ситуации внутрисемейных отношений, подросток ищет наиболее легкий способ ухода от этой проблемы. Присоединяясь к коллективу, где его поддержат и поймут, он будет согласен на любые действия, только бы не потерять эту поддержку. Подростки с аддиктивной зависимостью в качестве способа восстановления психологического комфорта выбирают разные виды зависимостей (и как следствие – деструктивного поведения), стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций, тем самым создавая иллюзию решения проблемы.

Учет выявленных видов аддикции, дает возможность организовать психологическую помощь несовершеннолетним. Полученные результаты позволяют расширить теоретические знания о видах зависимого поведения у воспитанников СРЦН и могут быть использованы в психопрофилактике зависимого поведения среди подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Список источников

Аршинова, В.В. Профилактика зависимого поведения. Системный подход/ В.В. Аршинова, А.А. Боровиков. – М.: Феникс, 2014. – 414 с.

Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции [Электронный ресурс] / URL: https://psychiatr.ru/download/2146?view=1&name=ПоведенАддикцСуздаль.pdf (дата обращения: 10.12.2022)

Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ Е.В.  Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 c.

Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарёва. – Новосибирск: НМИ, 1998. - 172 c.

Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д. Менделевич. – СПб: Речь, 2006. – 250 c.

Просмотров работы: 94