Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе традиций и культуры народов Якутии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе традиций и культуры народов Якутии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основной фундамент культуры общения формируется в дошкольном возрасте. Поэтому в детском саду важно создать условие для межкультурного общения. Целью поликультурного воспитания в детском саду является формирование у детей дошкольного возраста потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от национальной принадлежности.

Изучением проблем поликультурного воспитания детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Среди них можно отметить концептуальные идеи А.Г. Асмолова, Т.В. Антоновой, Е.С. Бабуновой, Л.Л. Бочкарева, А.Н. Виноградовой, Л.Г. Дмитриевой, А.П. Погодиной, труды Л.И. Божович, Л.А. Соколовой, К.Д. Ушинского и других авторов о гуманистическом подходе к воспитанию культуры межнационального детей, а также этнопедагогические аспекты этого направления в работах М.А. Абрамовой, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Н.Д. Неустроева.

Как считает П.С. Гуревич, поликультурное воспитание - это часть процесса нравственно-патриотического воспитания, содержащего работу по постепенному формированию у детей любви к своей Родине [4, с. 5].

Поликультурное воспитание – это целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения поликультуризма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы их поведения.

Поликультурное воспитание дошкольников – это процесс приобщения детей разных национальностей к традициям и культуре межнационального общения, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности на основе формирования нравственных норм и правил поведения.

Феномен «культуры межнационального общения» – это сущностный компонент нравственно-патриотической культуры любого народа, так как он содержит в себе категории самосознания, морали, отношений, позволяющих каждому человеку чувствовать себя единоправным со всеми окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте (период 5-7 лет) закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, взрослые дела, быть взрослым; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения [1, c. 41].

И.А. Ильин писал о том, что педагогические условия поликультурного воспитания детей разрабатывали М.И. Богомолова, Л.Г. Дмитриева. Авторами отмечено, что передача этнокультурной информации осуществляется различными способами через произведения материальной и духовной культуры, мимикой, жестами, однако главной формой подобной передачи стал язык, обладающий отчетливо выраженными этническими функциями.

Любая национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи в которой вырос ребенок. С молоком матери он впитал в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился. Между тем семья, как показал анализ ответов родителей старших дошкольников, в обозримом будущем не сможет обеспечить в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры, задачу эту призваны сегодня решать в первую очередь педагоги (И.Г. Васильев) [2, c. 2].

Для обеспечения эффективных путей поликультурного воспитания детей могут быть использованы различные организационные формы: занятия, игры, беседы, т.е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованиям, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо.

Важной формой работы по ознакомлению старших дошкольников с самобытными культурами народов, населяющих родной край, являются этнокультурные занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, природой, историческими местами родного края, формируются поликультурные понятия и представления, осваивается культура межнационального общения.

Для педагогов и специалистов дошкольных организаций важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании и личностном развитии детей. Часто родители стремятся осознанно и последовательно создать у ребенка положительно-эмоциональное отношение к культуре общения, к отдельным навыкам. Поэтому выявление позитивного опыта семейного воспитания помогает разработать конкретное содержание работы в этом направлении.

Г.Н. Волков нашел в народных традициях замечательную мысль о том, что поликультуризм – это аккумулированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех народов [3].

Таким образом, возникла потребность в теоретическом обосновании и методической разработке проблемы поликультурного воспитания как основы личностной культуры детей старшего дошкольного возраста через приобщение к общечеловеческим ценностям. Эффективные пути такого воспитания дошкольников в региональных условиях могут быть связаны с использованием педагогического потенциала традиций народа севера. Для этого должна быть создана этнокультурная развивающая среда, ориентированная на обучение детей народному этикету, народным традициям в ходе общения в естественных условиях.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Солнышко» п. Тикси муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Констатирующий этап эксперимента проводился в сентябре 2022 года. В эксперименте участвовало 20 испытуемых старшей-подготовительной группы: 10 детей – экспериментальная группа, 10 – контрольная группа.

Цель констатирующего эксперимента: выявить первоначальный уровень культуры межнациональных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

выявление уровня знаний и представлений о культуре народа;

выявление уровня культуры межнационального общения испытуемых детей в поведении;

выявление первоначального уровня этнокультурного самосознания дошкольников.

В ходе исследования были применены следующие методы – анкетирование, диагностическая беседа, методика изучения уровня самосознания ребенка, анализ результатов проведенной работы.

Нами были использованы методики:

1. «Диагностическая беседа» (Г.А. Урунтаева)

2. Диагностическая беседа «Сестренки» (Э.К. Суслова).

3. Внеситуативная беседа «Люди моего поселка» (Т.В. Антонова)

На констатирующем этапе выявлено, что у некоторых детей экспериментальной группы низкий уровень этнокультурного самосознания, сочетающийся с низким уровнем культуры межнациональных отношений. Результаты диагностики мы учитывали при проведении формирующего эксперимента.

Исходя из полученных результатов, нами был разработан план работы по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе традиций и культуры народов Якутии.

На занятиях формирующего эксперимента в целях поликультурного воспитания на формирующем этапе нами были использованы следующие формы совместной работы с родителями: игровое занятие с элементами тренинга «Если бы я был другим» - январь, игра – беседа «Коренные народы Якутии» - январь, беседа-обзор (игра-путешествие) «Обычаи и обряды разных народов» - февраль, выставка рецептов «О вкусах не спорят» - февраль, беседа-дегустация «Кухни народов Якутии» - март, музыкальный праздник «Мотивы Якутии» - апрель, день культуры якутского народа – апрель, фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (пословицы и поговорки разных народов) – май, день национальных игр - май.

Поликультурное воспитание детей нами также связывалось с развитием бесконфликтного поведения, средством чего служили игрушки и предметы, моделирующие иной образ жизни. Эти игрушки отражали особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам: куклы, изображающие людей разных этнических групп, костюмы разных народов, игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам.

Развитию форм межэтнического общения на принципах гуманного отношения здесь способствовал уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществлялись в ролевых играх и были направлены на осознание детьми этнических стереотипов поведения. Нами были подобраны следующие сюжетно-ролевые игры: «Бабушка болеет», «Дедушка плохо видит», «Готовимся к празднику», «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать», «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю», «Я - добрый и хочу подарить своим друзьям папину удочку», «Я хочу съесть ягоду бруснику»; «Я хочу гулять», драматизация якутской народной сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами», «У меня день рождения, но заболела мама», «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке», «Моя семья», использование ролевых ситуаций: оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде, анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник», оценка желаний: «Я хочу навести порядок и порадовать мою бабушку»; «Хочу показать друзьям папину удочку», игры и проблемные ситуации: ситуации оказания помощи на примере традиции якутского песнопения алгыс, оценка желаний: «Я подарю моему другу!..», сравнение норм поведения в якутской и русской сказке – «Хороший Юджиан» и «Сивка-бурка».

Любимый игровой опыт дошкольников включал народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Так, воспитанникам понравилась игра «Чем мы похожи?»: дети сидят в кругу, педагог приглашает в центр круга одного из участников на основе какого-либо сходства с собой. Например, «У нас с тобой одинаковый цвет глаз», или «у нас с тобой есть младшие сестры». Вышедший в круг ребенок приглашает еще кого-нибудь таким же образом. Игра проводилась до тех пор, пока все дети не оказались в центре круга.

В нашей работе важно использование потенциала семьи оно осуществляется путем: привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, обучение и их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурой спецификой - вышиванию, плетение из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте); участия родителей в выставках семейного творчества. Дети гордились предоставленными родителями фотографиями, альбомами, видеоматериалами, предметами быта и искусства, хранящихся в семье; совместным с детьми участием в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой.

Таким образом, работа по поликультурному воспитанию старших дошкольников носила развивающий характер. Пути использования потенциала разных народов были основаны на сотрудничестве детского сада и семьи. Важно, что родители детей становятся полноправными участниками данного процесса. Темы и содержание совместных мероприятий были основаны на принципах народности, доступности и преемственности.

Список использованной литературы:

Баишева, М.И., Этнопедагогические воззрения народа саха /М.И. Баишева, А.А. Григорьева. – Новосибирск : Наука, 2008. – 168 с.

Васильев, И.Г. Обрядовая культура как источник этнопедагогических знаний народа саха / И.Г. Васильев // Тускул. – Якутск. – 2003, №2. – С. 2.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 544 с.

Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 228 с.

Просмотров работы: 31