В годы Великой Отечественной войны страну защищали люди самых разных национальностей, независимо от места проживания, расстояния до фронта. В небе над Ленинградом доблестно сражался чеченский летчик Амайор Д. Акаев, который дослужился до командира 35-го штурмового авиаполка.
Даша Ибрагимович Акаев родился 5 апреля 1910 года в селении Шалажи (Урус-Мартановский район) в семье Ибрагима Акаева, участника Первой мировой войны.
В начале 1920г. переселившись в соседний Ачхой-Мартановский район в селение Закан-Юрт И. Акаев занялся сельским хозяйством, приучал сына к крестьянскому труду. Любознательный Даша уговорил отца отпуститьего на учебу в Алхан-Калинскую школу-интернат, а оттуда и в фабрично –заводское училище города Ростова–на –Дону.
Работая слесарем на заводе «Ростсельмаш», Даша в свободное время активно посещал аэроклуб, осваивал азы летного дела. Здесь вступил в комсомол, проявил свои организаторские способности и желание подняться в небо. И когда в январе 1931 года был брошен клич: «Комсомолец, на самолет!» – Даша тут же устремляется в Первую объединенную школу пилотов ГВФ города Бийска. Успешно окончив ее, он в 1933 году получил назначение пилотом в Закавказскую сельхозавиацию, поближе к дому. Даша решил совершить дальний перелет. Выполняя сельскохозяйственные работы, самовольно изменил маршрут, и в августе 1933 года на бреющем полете он трижды пролетел над Закан-Юртом и, к великому удивлению переполошившихся жителей, посадил свою крылатую машину на краю родного села. Это был первый летчик в истории чеченского народа.
В 1934 году, после окончания специальной летной школы в Одессе, он стал летчиком подразделения морской авиации. Дислоцировалась она в Ейске, на берегу Азовского моря.
Вскоре старший лейтенант Даша Акаев был переведен в Хабаровск, стал летчиком авиаэскадрильи Амурской Краснознаменной флотилии.
Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Акаев подал рапорт с просьбой немедленно отправить его на фронт. Однако командование Амурской Краснознаменной флотилии не хотело расставаться с опытным мастером дневных и ночных полетов, с мастером точной стрельбы и бомбометания. Его повышают в должности, назначают заместителем 3-й авиаэскадрильи
Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Акаев подал рапорт с просьбой немедленно отправить его на фронт. Однако командование Амурской Краснознаменной флотилии не хотело расставаться с опытным мастером дневных и ночных полетов, с мастером точной стрельбы и бомбометания. Его повышают в должности, назначают заместителем 3-й авиаэскадрильи.
31 января 1942 года просьба Д. Акаева была удовлетворена, и он поступил в распоряжение Краснознаменного Балтийского флота.
В феврале 1942 года Д. Акаев за 4 дня произвел 12 ночных боевых вылетов на самолетах МБР-2. Командовавший Балтийским флотом адмирал, доктор исторических наук В. Ф. Трибуц в своих мемуарах «Балтийцы наступают» сообщал, что отличный пример в выполнении своего долга показал командир 35-го штурмового авиационного полка майор Д. И. Акаев, который первым нанес районах Гостлицы-Дятлицы-Заостровье сокрушительный удар по противнику [1, С. 168].
В сентябре 1943 года Д. Акаеву присвоили внеочередное звание майора и назначили командиром 35-го штурмового авиаполка, летавшего на легендарных Ил-2. Это было время подготовки наших сухопутных, морских и воздушных сил к решительному прорыву вражеской блокады Ленинграда, к вызволению ленинградцев от мучительной голодной смерти.
Наступление Красной Армии под Ленинградом, задуманное еще в сентябре 1943 года, готовилось тщательно. Советское командование решило осуществить его войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов. Привлекались также Краснознаменный Балтийский фронт, его ВВС и авиация дальнего действия.
Ленинградский фронт и активно поддерживающая его авиация Краснознаменного Балтийского флота перешли в наступление 14 января 1944 года. 2-я ударная армия и ВВС Краснознаменного Балтийского флота нанесли мощный удар с Ораниенбауманского плацдарма в направлении на Ропшу – мощный опорный пункт противника. Завязались напряженные бои. Гитлеровцы оказали ожесточенное сопротивление. Борьба за каждый опорный пункт требовала огромных усилий и самопожертвования. За первые три дня наши войска продвинулись всего лишь на глубину 8-10 км. Во взламывании вражеской обороны чудеса храбрости показали штурмовики майора Д. Акаева.
В газете «Правда» за 18 января 1944 года писали: «Штурмовики майора Акаева, несмотря на низкую облачность и плохую видимость, организованно подходили к цели и точно поражали ее. Первым в воздух поднялся майор Акаев. Для обеспечения успеха операции он сначала атаковал зенитные средства врага. Уничтожил четыре зенитных автомата, затем поджег танк, взорвал бронемашину, землянку с солдатами и офицерами…» [2].
Утром 19 января советские войска овладели Ропшей. В честь войск, участвовавших в прорыве обороны противника и освобождении Ропши, в тот же день в Москве был дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий, а 9-й штурмовой дивизии, куда входил полк Акаева, было дано наименование «Ропшинская». Фронтовая газета «Летчик Балтики» от12 февраля 1944 года в статье «Майор Даша Акаев в бою» писала: «Мы часто читаем в газетах сообщения с фронтового аэродрома. С первого дня нашего наступления на Ленинградском фронте летчики этой части активно взаимодействуют с наземными войсками. И всегда с летчиками их командир майор Даша Акаев». «Пусть смерть боится меня, а не я ее!» - решил он еще во время первых вылетов и следовал этому правилу неуклонно. Он стал летчиком высочайшего класса. Смело и виртуозно водил большие группы самолетов на штурм войск противника, его укреплений... Мастерски овладел методом бомбометания с пикированием. Тонны разящего груза сбрасывал он на головы врагов» [3].
26 февраля 1944 года майор Д. И. Акаев, выполняя боевое задание вместе с боевыми товарищами, погиб вблизи города Раквере в Эстонии. В ходе этого боя они уничтожили 11 немецких самолетов, разрушили аэродром, после уничтожения, которого на Ленинградском фронте началось наступление на противника. Подвиг Даши Акаева отмечен орденом Красной Звезды, орденом Красного знамени, медалью «За оборону Ленинграда» [4].
22 февраля 1944 года, в канун праздника Красной Армии, село Закан-Юрт, было занято солдатами НКВД. В этот Акаева Зана получила с фронта от сына Даши долгожданное письмо. Это радостное событие по времени совпадало с торжественным поздравительным обходом офицера и председателя колхоза «Красный чеченец» семей воинов-фронтовиков.
Вошедших в дом гостей счастливая мать протянув письмо с фотокарточкой и выдержкой из газеты «Правда» попросила прочесть, так как не умела читать по-русски. Офицер, громко и выразительно читал: «Мама, я уже командир штурмового авиационного полка, награжден двумя орденами. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, спасая ленинградцев от голодной смерти. Теперь с боевыми товарищами гоним немецких оккупантов за пределы нашей родной страны. Мстим фашистам за разоренные города и села, за бесчинства и надругательства над людьми». Добрая, худенькая мать слушала тайком, смахивая слезы радости и гордости за сына…
«Нам некогда отдыхать, мама, –писал сын, днем и ночью штурмуем вражеские позиции, эшелоны, корабли и аэродромы. Вы же, мама, спите спокойно, теперь вы далеко от фронта, и никто не потревожит ваш мирный труд. Знайте: я защищаю вас, я всегда с вами. Но если суждено будет умереть, то умру за свою Родину героем!..»
Уже на следующее утро мать красного командира была выслана вместе со всем народом в далекий неизвестный Казахстан. Зана Акаева тяжело переживала разлуку с родиной. Ежедневно она выходила на дорогу, и вглядываясь в казахстанской степи в чужое для неё небо ждала сына Дашу Акаева. Мать писала письма Сталину, Молотову, Ворошилову и Берии, слезно просила сообщить, где ее сын – защитник Родины, Советской власти и коммунистической партии…Приходили ответы: «Майор Акаев вылетел по боевому заданию и в часть не вернулся 26 февраля 1944 года». Весной 1953 г. Зану Акаеву, убитую горем и тоской, похоронили на краю города Семипалатинск.
Розыски летчика Д.И. Акаева, которые продолжили его родственники. длились 40 лет. На запросы от разных инстанций, учреждений, архивов ответы приходили одинаковые ответы: «Вылетел по боевому заданию и в часть не вернулся».
В 1993 году очередной запрос из Грозного попал к руководителю поискового центра «Подвиг» С.С. Кашурко который, «…не мог не откликнуться, т.к. такие патриоты Родины, как Даша Акаев не исчезают бесследно. Он оставил после себя добрый след на земле и в небе. Поиск, который длился целый год показал, что в военных архивах хранятся все документы о жизненном и боевом пути прославленного летчика – чеченца, погибшего 26 февраля 1944 год смертью героя при нанесении бомбоштурмового удара по фашистскому аэропорту в Эстонии.
Задание было очень серьезным и вместо воздушных стрелков было решено взять штурманов и одного воентехника. Ведущим группы был сам командир 35-го штурмового авиационного полка майор Д. Акаев. В полет Даша Ибрагимович назначил 5 экипажей. Обязанности воздушного стрелка выполнял у него штурман полка капитан А. Ф. Трохачев.
В составе второго экипажа были: заместитель командира полка, он же командир 1-й эскадрильи майор Г. Ф. Реутов, штурман эскадрильи лейтенант М. С. Онуфриенко. В третий экипаж входили лейтенант К. Н. Голиков, штурман звена младший лейтенант А. Ф. Логвинов. В четвертом экипаже были летчик 2-й авиаэскадрильи младший лейтенант В.С. Давиташвили, штурман этой эскадрильи лейтенант А. Т. Шутько. Пятый экипаж - летчик 2-й авиаэскадрильи, младший лейтенант Н. Г. Никулин и воентехник этой же эскадрильи младший лейтенант М.И. Новоселов. По четко спланированному заданию надо было идти в атаку со стороны Финского залива. В 17 часов с переднего аэродрома в Копорье 5 самолетов ведомые Д. Акаевым, взлетели в небо в сопровождении 8 –ми истребителей Як-9 из 12-го истребительного разведполка.
Удар по аэродрому получился молниеносным, ошеломляющим, мощным. В ходе беспощадного боя неприступный фашистский аэродром стратегического назначения был стерт с лица земли. Заградительный огонь зенитных установок и навалившиеся сверху «Фоккеры» уничтожили все «Илы». Самолет командира Акаева в момент штурма загорелся и упал в районе аэродрома. Оставшиеся чудом в живых 2 летчика (майор Г. Реутов и младший лейтенант В. Давиташвили) попали в плен, из которого были освобождены в 1945 году.
Павшие смертью храбрых 8 героев штурма остались забытыми Родиной. Золотую звезду не отлили и для легендарного командира майора Даши Акаева. Представленный посмертно к званию Героя Советского Союза, он был вычеркнут из списка, как чеченец, представитель депортированного народа. Подвиг командира Акаева и всех, кто погиб вместе с ним, обеспечивая победоносное наступление на Берлин, предали забвению. Так, «пятая графа» в паспорте командира Даши Акаева оказалась роковой не только для него, но и для всех, кто, пошел за ним в огонь капитана Александра Трохачева, лейтенанта Константина Голикова, младшего лейтенанта Алексея Логвинова, младшего лейтенанта Николая Никулина, младшего лейтенанта Михаила Новоселова, лейтенанта Михаила Онуфриенко, лейтенанта Александра Шутько» [3, с.7, 10].
В Ленинградской области (деревня Шепелево Ломоносовского района) открыт мемориальный парк имени летчика Даши Акаева. Здесь о подвиге летчиков напоминает памятник «Не вернувшимся с боевого задания». Сейчас, когда вся Европа объявила войну исторической памяти о Великой Отечественной Войне, когда сносятся памятники, открытие мемориального комплекса – это знак благодарности тем людям, которые готовы на подвиг ради других людей.
Список использованной литературы:
Трибуц В.Ф. «Балтийцы наступают». Калининградское книжное издательство, 1968. - 399 с.
https://nohchalla.com/history/deportaciya/159-родина-вас-не-забудет(дата обращения 12.11.2022)
Вахидова М. А. Светлая память? героям...// ДОШ № 1, 2003.https://proza.ru/2010/11/18/1181(дата обращения 12.11.2022)
Исакиева З.С., Кадырова Т.У. К 75 летию победы в Великой Отечественной войне: чеченцы в крупнейших сражениях ВОВ//Международный научно-исследовательский журнал. № 11 (101). Часть 3.С.69-73
Военно-исторический очерк Степана Кашурко о летчике Даша Акаеве (стр.7-13)