Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. Одна из самых важных проблем в психологии, это особенности развития зрительной памяти детей. Память является одной из физиологических и психических функций, зависит от умственной деятельности. Она предназначается сохранять, накапливать, а затем по итогу воспроизводить вспоминаемую информацию. Это возможность долговременно хранить ту или иную информацию об обстоятельствах в мире, или, например, реакциях организма, после чего многократная ее репродукция в сознании для дальнейших действий.

Ключевое становление памяти дошкольника происходит приблизительно в возрасте пяти лет. Зрительная часть памяти у ребенка становится отчасти произвольной. Ранее, усвоение каких-либо вещей происходило одновременно с исполнением разных движений. Допустим, играл с игрушкой, рисовал, запоминая цвет красок. В более старшем дошкольном возрасте функции памяти постепенно перерастают в особенную деятельность, подчиняющуюся конкретной цели по запоминанию. Дети начинают воспринимать указания со стороны взрослого о том, чтобы запоминать, припоминать, использовать приемы запоминания, контролировать правильность запоминания. Появление произвольной памяти отнюдь не является случайностью. Это связано с ростом регулирующей функции речи, при появлении мотивации, навыка подчинения личных действий на пути к целям, формирования индивидуального поведения.

В старшем дошкольном периоде зрительная память усиливается многократно. Растет количество запоминаемой информации. Ребенок начинает запоминать 7 из 10-15 предметов в одном показе.

Тренировать зрительную память, естественно, необходимо. В малом возрасте ребенок может удерживать в памяти элементы вне деятельности. Эффективнее развивать память в процессе игры. Она отражает мотивацию, улучшает запоминание, формирует цели, позволяет понимать способы достижения целей через действия. Кроме того, дает взрослым возможность управлять мнемической деятельностью, без упора в дидактической позиции.

Итак, на протяжении всего детства, память ребенка, претерпевает существенные изменения. Память приобретает черты произвольности, становится опосредованной и сознательно регулируемой.

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память.

Важнейшим моментом в системе коррекции психической деятельности является также развитие зрительной памяти. Отсюда следует, что выбранная нами тема курсового исследования является актуальной.

Цель исследования - изучение особенностей развития зрительной памяти у ребят старшего дошкольного периода.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что у детей старшего дошкольного возраста значительно развивается именно зрительная память, которая проявляется в приобретении некоторой произвольности. Начинают приниматься указания взрослых по запоминанию и воспроизведению информации.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты развития зрительной памяти;

- охарактеризовать особенности данного развития;

- отобразить уровни развития зрительной памяти.

Методы исследования: Беседа, наблюдения, анализ литературных источников по теме исследования.

Изучением памяти занимались и занимаются известные иностранные, отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, З.М. Истомина, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Я.Л. Коломенский, И.М. Сеченова, Г.А. Урантаева и другие.

А.Н. Леонтьев характеризует образную память, как когнитивный процесс состоящий в запоминании, сохранении, восприятии, забывании приобретенного опыта через систему образов.

Образную память, подразделяют от ведущего анализатора: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Зрительная памятьявляется одной из видов образной. Она связана с сохранением, восприятием зрительных образов. Отличной зрительной памятью не редко владеют личности с эйдетическим восприятием, которые способны в течение долгого времени иметь на виду воспринятое в воображении после его воздействия на чувства. В 1911 г. эйдетическим восприятием занимался немецкий профессор Эрик Йенш. Им и его сотрудниками была сформулирована классификация степени отчетливости эйдетизма.

Степень 0. Образуется лишь после образа со стандартными признаками, чаще непродолжительного.

Ступень 1. Перед появлением образа должно быть закрепление, после чего образ становится зрительным.

Ступень 2. Фиксация на слабых зрительных образах, отклонение от закона Эммерта, отклонения величин, форм образов при звуковых сигналах (свист).

Ступень З. Образы слабой, средней ясности возникают от простых объектов без фиксации. Напротив, от сложных объектов замечаются некоторые детали.

Ступень 4. Ясные и полноценные зрительные образы возникают от усложненных объектов.

Ступень 5. Образы виднеются ясно и с мелкими деталями [4].

Л.С. Выготский высоко ценил Э. Йенша, как исследователя экспериментатора. Согласно его изречению, «изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом…». В отдельно посвященной эйдетизму главе в труде «Основные течения современной психологии» Л.С. Выготский характеризует сущность данного явления - это возможность видеть, в прямом смысле, на пустом месте картину или предмет. В. Выготский отмечает: «...эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству» [1].

Я.Л. Коломенский отмечал, что в старшем дошкольном периоде возрастания у ребенка превалирует непроизвольная память. Четкость запоминания информации зависит от деталей: привлекательность и яркость, прерывистость или постоянное движение и контраст. Со становлением речи и мотивации формируется произвольная память [3].

А.Н. Леонтьев выделяет, что качество запоминания вещей и слов зависит от активного вовлечения в процесс взаимодействия с ними. Как происходит конкретное восприятие и мыслительный процесс при действиях. Допустим, при обычном рассматривании изображений дети запоминают намного хуже, чем тогда, когда разложить картинки по местам [6]. Непроизвольное запоминание выделяется как косвенное и дополнительное.

В работах А.А. Люблинской отражено то, что в период дошкольного возраста в образной памяти происходит переход:

а) от однократных представлений, полученных от одного конкретного предмета, к управлению общими образами;

б) от нелогичного и расплывчатого образа без основных частей к чётко разделяемому, логически-понятному образу;

в) от нераздельного статического образа к динамическому, применяемого в разного рода деятельностях.

На протяжении периода детства память детей получает существенные изменения, приобретая черты произвольности, имеет опосредованность и сознательно регулируется.

В ходе работы возникла задача: выявить особенности развития зрительной памяти. Были отобраны перечисленные методики: «Запомни рисунок» от Р.С. Немова; «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» от Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; «Диагностика зрительной памяти дошкольников» от Д. Векслера.

В исследовании развития зрительной памяти можно использовать методику «Запомни рисунок». Она предназначена для того, чтобы определить объем кратковременной зрительной памяти. Вторая методика дается также для изучения произвольной памяти. Третья методика занимается исследованием именно зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Все они направлены к изучению зрительной памяти в той или иной мере.

По результатам проведенной диагностики были сделаны последующие выводы:

У ребят старшего дошкольного периода зрительная память достаточно развитая. Отражается в получении элементов произвольности. В частности, трое детей не слушают указаний взрослого по запоминанию, не умеют применять простые приемы.

Проведенная диагностика развития зрительной памяти ребят старшего дошкольного возраста на базе: МБДОУ «ЦРР детский сад № 2 «Сандаара» с. Аппаны, Намского улуса, дали возможность предложить некоторый перечень последовательных рекомендаций от главного к второстепенным вещам:

1. Главная цель развития зрительной памяти, это создание позитивного отношения, мотивации к личному совершенствованию зрительной памяти. Разумеется, воспитателю необходимо исключать самостоятельного заполнения заданий из-за нехватки времени или собственной лени и прочих причин.

2. Нужно постепенно, поэтапно наращивать объемы запоминаемой информации, материала. Ребенок в детском саде, в среднем, может запоминать от 7 до 10 – 15 предметов.

3. В создании мультфильмов рекомендуем овладеть программой «Inshot». Данная мультимедийная платформа зарекомендовала себя достаточно эффективной, полезной и понравившейся детям.

4. Реализовывать занятия в какой-нибудь несложной игровой процедуре, чтобы детям можно было легко воспринимать информацию, иметь интерес. Обучение обязано быть неназойливым, а увлекательным.

Выдвинутая гипотеза подтверждается частично.

В нынешнем дошкольном возрасте главенствующей деятельностью является применение мультипликации при процессах развития зрительной памяти. В мультипликации развивается и зрительная память, и мышление, и мелкая моторика рук, а также внимательность, терпеливость, усидчивость и другие важные качества и особенности поведения. В будущем они помогут сформировать здоровую трезвую личность без невротических расстройств, полную позитивной мотивации и собственного осознанного, критического мышления.

Мультипликация является многофункциональным способом развития ребенка в виртуальном мире.

Этапы проекта:

I. Поисковой;

II. Аналитический;

III. Практический;

IV. Заключительный контрольный этап;

В период создания мультфильма задействуются различные виды деятельности. У ребят развивается и формируется зрительная память, творческий подход к воображению и другие полезные навыки.

Таким образом, можно вывести следующее заключение о том, что выполненная нами работа по анализу и развитию зрительной памяти у ребят в детских садах при помощи мультипликации имеет положительный результат. У детей заметно улучшилось состояние и качество зрительной памяти, внимательность и усидчивость.

Данная статья была посвящена анализу особенностей зрительной памяти у детей в детских садах. Целью проведенной работы являлось изучение особенностей развития зрительной памяти у детей. Чтобы ее достигнуть, были подобраны, изучены и проанализированы различные психолого-педагогические источники, были определены тонкости и особенности зрительной у детей, предложены диагностические методики, которые направлены на определение уровня зрительной памяти. Было проведено конкретное диагностическое исследование.

В ходе процесса диагностики был определен уровень развития краткосрочной зрительной памяти, выборочной, произвольной образной памяти, а также простой зрительной памяти детей.

В итоге, у ребят дошкольного возраста значительную часть составляет развитость зрительной памяти, проявляющаяся в получении единиц произвольности.

Гипотеза была подтверждена неоднозначно, возможны дальнейшие исследования и наработки в изучении проблематики данных процессов, что поможет улучшить воспитательную деятельность и качество образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие /Г.С. Абрамова. – М. : Прометей, 2018. – 538 с.

Ляудис, В.Я. Память в процессе развития /В.Я. Ляудис. – М. : Издательсство МГУ, 2010. – 853 с.

Печора, К.А. Развитие внимание и памяти в раннем возрасте /К.А. Печора // Дошкольное воспитание. – 2014. - №11. – С.79-83.

Бурухина, А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми /А.Ф. Бурухина // Воспитатель ДОУ.- 2012.- № 10.- С. 95-98.

Казакова, Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы /Р.Г. Казакова, - М. : Изд. Сфера, 2013. – 34 с.

Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» /Л.Л. Тимофеева. – Спб : ООО «Изд. «Детство-Пресс», 2011. – 432 с.

Просмотров работы: 177