Актуальность. Двигательный образ целостного движения, или его базовых элементов, формируется через зрительное восприятие изучаемого двигательного задания, через правила выполнения по основным опорным точкам, а также через совокупность всех субъективных ощущений спортсмена при его выполнении. Тренировочный эффект наблюдаемый непосредственно в процессе выполнения движения или по истечению определенного промежутка времени, является интегральным показателем эффективности решения двигательной задачи. Тренер, управляя элементарными действиями спортсмена, дает установки отвечающие требованиям кинематических и динамических параметров эффективности решения двигательной задачи.
В результате изучения научно-методической литературы и педагогического наблюдения за учебно-тренировочным процессом спринтеров и барьеристов, нами были выявлены следующие тренерские установки - «шире шаг», «выше бедро» «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки», которые вызывают сомнения в эффективности их применения для решения двигательной задачи в разных фазах спринтерского легкоатлетического бега.
Как утверждает Н.С. Романов [5], 2008 «… управление техникой бега сводится к удержанию «позы бега» (на одной ноге) и ее смене на другую «позу бега» (переход с одной ноги на другую с помощью быстрого снятия стопы опорной ноги с опоры)». Видимо, тренерская установка в такой парадигме должна быть - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки», но это приведет к активному разведению бедер в фазе переднего шага, и бег становится «тягучим». Это наша рабочая гипотеза. Проблема подбора тренерской установки для эффективного выполнения спринтером соревновательного упражнения в разных фазах бега остается актуальной. С учетом актуальности темы, проблема исследования определена следующим образом: какие тренерские установки эффективны для формирования ориентировочной основы движения спринтера в разных фазах бега на короткие дистанции?
Цель исследования: выявить эффективные тренерские установки для решения двигательной задачи спринтером в разных фазах спринтерского легкоатлетического бега.
Организация и методы исследования. В эксперименте принимали участие: учащиеся 6-х классов (мальчики) n=19, студенты 2 курса факультета физической культуры (девушки - n=16, юноши - n=22), два спринтера – КМС и два спринтера первого спортивного разряда, n=4, квалифицированные барьеристы юноши n=5. Проводился педагогический эксперимент, хронометраж до сотых долей секунды.
Результаты исследования и их обсуждение. Первая группа испытуемых были учащиеся 6-х классов (мальчики), n=19. Результат бега на 30 метров с разными тренерскими установками являлся интегральным показателем эффективности в решении двигательной задачи. В таблице 1 представлены средне групповые результаты бега на 30 метров с разными тренерскими установками учащиеся 6-х классов, мальчики.
Таблица 1 - Результаты бега на 30 метров с разными тренерскими установками учащиеся 6-х классов, мальчики (Х±δ)
Учащиеся 6-х классов (мальчики), n=19 |
Тренерская установка: - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки» |
Тренерская установка: - «быстрее поставить стопу опорной ноги на беговую дорожку» |
Р |
Бег 30 м., сек. |
5,47±0,33 |
5,39±0,27 |
˂0,01 |
Средне групповой результат бега на 30 метров (по первому движению) с тренерской установкой - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки» - 5,47±0,33 сек. Средне групповой результат бега на 30 метров (по первому движению) с тренерской установкой - «быстрее поставить стопу опорной ноги на беговую дорожку» - 5,39±0,27 сек. О полученных результатах исследования можно говорить как о срочном тренировочном эффекте в процессе решения двигательной задачи, где тренерская установка - «быстрее поставить ногу на опору», для одной и той же группы оказалась эффективнее на -0,08 сек.
Вторая группа испытуемых были студенты 2 курса факультета физической культуры, (девушки - n=16, юноши - n=22). Результат бега на 30 метров с разными тренерскими установками являлся интегральным показателем эффективности решения двигательной задачи. В таблице 2 представлены средне групповые результаты бега на 30 метров студентов 2 курса факультета физической культуры с разными тренерскими установками.
Таблица 2 - Результаты бега на 30 метров студентов 2 курса факультета физической культуры с разными тренерскими установками (Х±δ)
Студенты 2 курса факультета физической культуры, девушки - n=16 |
Тренерская установка: - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки» |
Тренерская установка: - «быстрее поставить стопу опорной ноги на беговую дорожку» |
Р |
Бег 30 м., сек. |
4,47±0,23 |
4,36±0,17 |
˂0,01 |
Студенты 2 курса факультета физической культуры, юноши - n=22 |
|||
Бег 30 м., сек. |
4,09±0,06 |
4,02±0,07 |
˂0,01 |
Средне групповой результат бега на 30 метров (по первому движению) с тренерской установкой - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки» у девушек (n=16), составил - 4,47±0,23 сек. Средне групповой результат бега на 30 метров (по первому движению) с тренерской установкой - «быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку», в этой же группе составил - 4,36±0,17 сек. О полученных результатах можно говорить как о срочном тренировочном эффекте для решения двигательной задачи, где тренерская установка - «быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку» для одной и той же группы оказалась эффективнее на - 0,11 сек.
Средне групповой результат бега на 30 метров (по первому движению) с тренерской установкой - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки», у юношей (n=22) составил - 4,09±0,06 сек. Средне групповой результат бега на 30 метров (по первому движению) с тренерской установкой - «быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку» в этой же группе составил - 4,02±0,07 сек. О полученных результатах можно говорить как о срочном тренировочном эффекте для решения двигательной задачи, где тренерская установка - «быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку» для одной и той же группы оказалась эффективнее на -0,07 сек.
Третья группа испытуемых: два спринтера – КМС и два спринтера первого спортивного разряда, n=4. Результат бега на 30 метров с разными тренерскими установками являлся интегральным показателем эффективностирешения двигательной задачи. В таблице 3 представлены средне групповые результаты бега на 30 метров с разными тренерскими установками, квалифицированных бегунов на короткие дистанции.
Таблица 3 - Результаты бега на 30 метров с разными тренерскими установками, квалифицированных бегунов на короткие дистанции (Х±δ)
Квалифицированные бегуны на короткие дистанции - n=4 |
Тренерская установка: - «быстрее снять стопу опорной ноги с беговой дорожки» |
Тренерская установка: - «быстрее поставить стопу опорной ноги на беговую дорожку» |
Р |
Бег 30 м., сек. |
3,91±0,08 |
3,78±0,09 |
˂0,01 |
В беге на 30 метров (по первому движению), с тренерской установкой «во время бега быстрее снимать стопу опорной ноги с беговой дорожки» - средне групповой результат составил - 3,91±0,08 сек. С тренерской установкой - «во время бега быстрее ставить стопу переносной ноги на беговую дорожку» - средне групповой результат составил - 3,78±0,09 сек. О полученных результатах можно говорить, как о срочном тренировочном эффекте, для решения двигательной задачи, где тренерская установка - «во время бега быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку» для одной и той же группы оказалась эффективнее на -0,13 сек.
По ходу нашего исследования возникла задача, суть и содержание которой, заключалась в определении степени эффективности тренерской установки для решения двигательной задачи в разных фазах спринтерского легкоатлетического бега. Мы исследовали две фазы – это фаза стартового разгона и фаза бега по дистанции 60 метров. В исследовании принимали участие те же группы испытуемых (учащиеся 6 классов мальчики n=19; студенты 2 курса факультета физической культуры девушки - n=16, юноши - n=22;два спринтера – КМС и два спринтера первого спортивного разряда, n=4).
В фазе стартового разгона результат фиксировался моментом первого движения с линии старта и до момента постановки стопы переносной ноги на беговую дорожку в 14 беговом шаге. Определили, что во всех трех группах испытуемых эффективной тренерской установкой для решения двигательной задачи в этой фазе является установка - «во время бега быстрее снимать стопу опорной ноги с беговой дорожки».
В фазе бега по дистанции результат фиксировался моментом постановки
стопы переносной ноги на беговую дорожку в 14 беговом шаге и до момента пересечения линии финиша (грудь, плечи). Определили, что во всех трех группах испытуемых эффективной тренерской установкой для решения двигательной задачи в этой фазе является установка - «во время бега быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку». Выявили причинно-следственную связь установки - «во время бега быстрее снимать стопу опорной ноги с беговой дорожки» с установкой на быстроту разведения бедер в беге, а установки - «во время бега быстрее поставить стопу переносной ноги на беговую дорожку» с установкой на быстроту сведения бедер в беге.
Мы продолжили исследования с группой квалифицированных барьеристов юношей n=5, где предложили выполнить гладкий бег на 60 метров и бег на 60 метров с барьерами с различными тренерскими установками, а именно: «бег с акцентом на быстроту разведения бедер» и «бег с акцентом на быстроту сведения бедер». Результат бега с разными тренерскими установками являлся интегральным показателем эффективности решения двигательной задачи. В таблице 4 представлены средне групповые результаты гладкого бега на 60 метров и бега на 60 метров с барьерами с различными тренерскими установками для решения двигательной задачи.
Таблица 4 - Результаты бега на 60 метров и 60 м с барьерами, с различными тренерскими установками для решения двигательной задачи(Х±δ)
Тренерская установка |
60 м., сек. |
60 м. с\б, сек. |
Регрессивный остаток, сек. |
«Бег с акцентом на быстроту разведения бедер», n=5 |
8,31±0,11 |
10,06±0,12 |
1,75±0,11 |
«Бег с акцентом на быстроту сведения бедер», n=5 |
8,23±0,09 |
9,94±0,10 |
1,71±0,09 |
Р |
˂0,01 |
˂0,01 |
˂0,01 |
Разница средне групповых результатов гладкого бега на 60 метров, с различными тренерскими установками, составила - 0,08 сек., в пользу тренерской установки «бег с акцентом на быстроту сведения бедер». Разница средне групповых результатов бега на 60 метров с барьерами с различными тренерскими установками составила – 0,12 сек., в пользу тренерской установки «бег с акцентом на быстроту сведения бедер». Разница средне группового регрессивного остатка результатов гладкого бега на 60 метров и результатов бега на 60 метров с барьерами, с различными тренерскими установками, составила – 0,04 сек., в пользу тренерской установки «бег с акцентом на быстроту сведения бедер». Как взаимосвязана тренерская установка с изменениями кинематической и динамикой структурой преодоления барьеров нам не удалось выявить. Но это тема наших дальнейших исследований.
Степень эффективности тренерской установки в разных фазах бега с барьерами мы исследовали с той же группой квалифицированных барьеристов юношей n=5 в двух фазах – это фаза стартового разгона и фаза бега по дистанции 60 метров с барьерами. В фазе стартового разгона результат фиксировался моментом первого движения с линии старта и до момента постановки стопы толчковой ноги при атаке первого барьера. Определили, что эффективной тренерской установкой в фазе стартового разгона является - «бег с акцентом на быстроту разведения бедер».
В фазе бега по дистанции результат фиксировался моментом постановки стопы толчковой ноги при атаке первого барьера до момента пересечения линии финиша (грудь, плечи). Определили, что эффективной тренерской установкой в фазе бега по дистанции (бег между барьерами) является - «бег с акцентом на быстроту сведения бедер».
Заключение. В результате проведенного исследования нами было выявлено, что тренерская установка - «бег с акцентом на быстроту разведения бедер» будет эффективной как в гладком, так и в барьерном беге для решения двигательной задачи в фазе стартового разгона. Тренерская установка - «бег с акцентом на быстроту сведения бедер» будет эффективной, как в гладком, так и в барьерном беге для решения двигательной задачи в фазе бега по дистанции. Тренерская установка на выполнение, какого либо движения имеет тесную взаимосвязь с психологической и эффекторной структурами командной информации.
Список литературы
Аракелян, Е.Е. Биомеханика стартового разбега. / Аракелян, Е.Е., Ярмольник Д.Н., Тюпа В.В. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - С. 12-13.
Илемков, Г.Г. Формирование структуры бегового шага легкоатлетов спринтеров на основе экспресс - коррекции движений: //Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск: СибГАФК, 1996. - 23 с.
Попов, Г.И. Биомеханика. / Г.И. Попов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
Романов Н.С. Практикум для сертифицированных тренеров 1 и 2 уровней по позному методу бега. / Н.С. Романов, К. Сол, М. Коллинз, А.И. Пьянзин: 2-е изд.,перевод с англ. А.И. Пьянзина / Под общ. ред. Н.С. Романова. – Майами: PoseTechPress, 2006; Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2008.–79 с.