Сегодня проводится значительное количество исследований, которые посвящены проблеме социальной реабилитации пациентов психоневрологической направленности: ищутся новые теоретико – методологические пути решения проблемы, а научно-методические рекомендации активно внедряются в практическую деятельность специалистов данного направления. Однако, мало где можно встретить описание моделей и технологий, направленных на социальную реабилитацию таких больных именно средствам кружковой деятельности.
Важным здесь является обращение к самому термину «реабилитация». Реабилитация – это целенаправленная деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальных аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в общественное жизни [1, с. 35].
Психоневрологический интернат является реабилитационные учреждением и конечной целью его деятельности является восстановление социального статуса пациента. Кружковая деятельность, являясь средством социально-культурной реабилитации, вовлекает человека в культурно-досуговую сферу и возвращает веру в себя, преобразуя её из потерянного социального статуса.
Для реализации цели деятельности психоневрологического интерната в ракурсе социальной реабилитации, необходимо:
- обеспечить находящихся на реабилитации качественно содержательной культурно-досуговой деятельностью;
- посредством кружковой деятельности вызывать и закреплять исключительно положительные эмоции;
- направить кружковую деятельность на развитие утерянных навыков коммуникации.
Кружковая деятельность, являясь частью социальной реабилитации и включаясь в культурно-досуговую деятельность, обладает достаточно большим количеством инструментария, основанного и на традиционных, и на инновационных формах. Это могут быть:
- музыкальные формы;
- танцевальные формы;
-театральные формы;
- игровые;
- формы, связанные с декоративно – прикладным творчеством и изобразительным искусством.
В пределах данного исследования все вышеперечисленные формы именуются кружковой деятельностью.
ОГАУ СО «Психоневрологический интернат» является уникальным учреждением социального обслуживания где находятся на реабилитации больные психоневрологической направленности. Учреждение молодое с качественной материально – технической базой и включающее два корпуса:
1. Корпус № 1 учреждения расположен непосредственно в г. Новоульяновске, в частном секторе, в 200 метрах от реки Волга и представляет собой два 2-х этажных здания, где имеются необходимые службы для жизнеобеспечения и медико-социального обслуживания клиентов. Корпус № 1 рассчитан на 73 места с проживанием в одно-, двух-, трех- и четырех местных комнатах в светлом, теплом, просторном здании спального корпуса, которое отвечает всем требованиям удобства и безопасности, а также санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Корпус№ 2 расположен в с. Белое Озеро Майнского района, в 300 м от озера Белолебяжье. На территории учреждения находится два 1-но этажных здания, где созданы все необходимые условия для жизнеобеспечения и медико-социального обслуживания клиентов. Корпус № 2 расчитан на 30 мест [2].
Для проведения социальной реабилитации, интернат обладает следующей материально- технической базой: фруктовый сад, цветочные клумбы, а также земельный участок для ведения огорода для занятия проживающих трудотерапией, холлы для отдыха проживающих, спортивный зал, тренажерный зал, ЛФК, библиотека, компьютерный класс, комната психологической разгрузки, комната досуга, спортивная площадка, баня, массажный кабинет.
В пределах данного исследования, необходимо рассмотреть не формы кружковой деятельности, которые функционируют в интернате:
1. Центр активного долголетия «Молодильные яблочки», деятельность которого направлена на вовлечение на активную работу с людьми именно пожилого возраста и приобщение их к добровольчеству и самореализации. В рамках данного центра, пожилые люди участвуют в организованном досуге, в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, а также создают благоприятный психологический климат. Здесь проводятся мастер-классы по кулинарному делу, творческие встречи с интересными людьми и в перспективе возможна организация клубного отдыха данной возрастной категории пациентов. Данный вид деятельности включается в форму театра, игры и декоративно – прикладного творчества, это синтезированная кружкова деятельность.
2. В рамках реализации кружковой деятельности по социальной реабилитации пациентов на базе Интерната функционирует клуб «Ах, этот бантик». Клуб работает в пределах реализации формы по декоративно – прикладному творчеству. В рамках функционирования клуба пациенты вместе с педагогом занимаются изготовлением специализированных бантиков-прихваток для штор. Здесь задействован эстетический момент вовлечения пациентов в кружковую деятельность с целью создания декоративно-прикладных произведений искусства.
3. Работа клуба «Волжские камешки», который также функционирует в пределах Центра активного досуга Интерната. Это работа по развитию моторики - декоративно – прикладная работа с камнями, собранными на берегу реки Волга.
В рамках организации социальной реабилитации пациенты вовлекаются в различные формы деятельности. Была выявлена динамика вовлечения в кружковую деятельность в пределах последних трёх лет. Динамика является показателем качества работы педагогов и специалистов по социальной работе (представлена на рисунке 1).
Рис. 1 Динамика вовлечения в кружковую деятельность пациентов психоневрологического интерната в городе Новоульяновске
Как показывает социологические данные, динамика вовлечения пациентов за последние три года крайне высокая и кружковая деятельность в интернате продолжает развиваться.
Психолого-педагогическая деятельность для проведения социальной реабилитации крайне важна и является частью общего реабилитационного процесса.
Психолого – педагогическая работа в интернате – это индивидуальная и групповая деятельность педагога-психолога, направленная на поддерживание положительного эмоционального фона больных, проведение соответствующих коррекционных мероприятий, а также ведение психологических карт каждого подопечного [3, с. 55].
Кружковая деятельность педагога психолога реализуется на следующим направлениям:
Арт-терапия – это не однотипное по своей природе направление, включающее множество разновидностей. Арт-терапия может быть направлена на осмысление и восприятие какого-то произведения искусства, а также обучение художественно-творческой деятельности. Педагог-психолог проводит множество диагностических процедур, основанных на восприятии разных произведений искусства. Исключительно по результатам данных процедур всегда составляется индивидуальная программа реабилитации. Для педагога-психолога данное направление может быть разделено на несколько этапов:
а) предварительный этап, который направлен на визуальную и устную диагностику того, какое задание необходимо будет дать пациенту;
б) задание пациенту, основанное на изобразительном творчестве;
в) в соответствии с темой, рисование адекватно заданию;
г) анализ.
Арт-терапия является одним самых любимых занятий для пациентов Интерната, которые адекватно реагируют на самые различные темы, когда с ним работает психолог.
Танцетерапия – одно из самых молодых направления кружковой деятельности Интерната. Танец - средство выражения разных чувств, состояний, эмоций, как метод релаксации, снятия стрессовых симптомов, раскрепощения [4, с. 100].
Танец всегда помогает в нормализации эмоционального фона пациента и способствует его скорейшей реабилитации. Последние десятилетия танец входит в ранг артерапевтического направления и , несомненно, обладает целебным терапевтическим свойством.
В рамках социальной реабилитации танец:
- раскрывает личность;
- учить коммуникации;
- развивает физически;
- придаёт уверенность в силах.
3) Театральная форма представлена культуротерапией. И начинается она всегда с пассивного участия – только в роли зрителя. Постепенно, пассивное участие перерастает в активное, посредством вовлечения в данную кружковую деятельность.
Культуротерапия крайне важным и также является источником стабилизации состояния пациентов. Театр позволяет распрямить сознание и закрепить правильные реакции на травмирующие психику ситуации [5, с. 98].
Именно общаясь с искусством, пациент меньше входит в состояние стресса, всесторонне развивается и забывает о том, что случилось с ним в реальной жизни.
В заключение важно отметить, что в проводимой социальной реабилитационной работе важно придавать значение именно коллективным формам работы, так как они помогает вернуть или восстановить утерянные навыки коммуникации и создать чувство взаимного долга и взаимопомощи. Важна будет и работа психолога по развитию именно лидерских качеств, которую можно направить на ежемесячные собрания лидеров с представителями администрации интерната.
Социальная реабилитация пациентов психоневрологического интерната средствами кружковой деятельности является проблемным полем для исследования : поиск новых форм и методов продолжается. Одним из самых перспективных методов на данный момент считается интеграция, которая по мнению некоторых учёных будет способствовать тому, что пациенты смогут как можно быстрее вернуться в нормальное течение жизни.
Список литературы
Коновалова М.Д. Значение арт-терапевтических технологий в решении проблем адаптации лиц с нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика: теория и практика.- 2021. № 2-3 – С. 33-37.
2. Основные сведения об организации // Официальный сайт ОГАУСО «ПНИ в г. Ульяновске».2022. [Электронный ресурс] URL: nuinternat.ucoz.ru/index/osnovnye_svedenija_ob_organizacii/0-5 (дата обращения 18.12.2022).
3. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 2 / Д.А. Белухин. - М.: МОДЭК, 2022.- 304 c.
4. Макдугалл Джойс. Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств / Пер. с франц.- М.: Когито-Центр, 2017. – 215с.
5. Долженкова М. И. Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 17. С. 95 – 105.