ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИГР - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИГР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день можно отметить проблему роста числа детей с агрессивным поведением, при этом, в контексте дошкольной среды, проблема агрессивности детей занимает одну из важных позиций, поскольку агрессивное поведение дошкольников негативно отражается на процессе обучения и воспитания, а также мешает формировать социальное взаимодействие между детьми.

Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста влечет за собой проявление довольно тяжких последствий, как для самого агрессора, так и для жертвы.

Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности.

Цель данной работы: изучить возможности профилактики агрессивного поведения дошкольников в системе игр.

Задачи исследования:

изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросу формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста;

подобрать и описать методы исследования агрессивного поведения дошкольников;

провести исследование агрессивного поведения детей дошкольного возраста.                                      

Объект исследования: агрессивное поведение.

Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения дошкольников в системе игр.       

Методы и методики исследования

Для изучения особенностей агрессивного поведения дошкольников мы обратились к методикам:

Методика «Несуществующее животное» (М. Дукаревич).

Цель: Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения.

«Рисунок несуществующего животного» — одна из проективных методик исследования личности, автором которой является Майя Захаровна Дукаревич. «Рисунок несуществующего животного» используют для диагностики детей и взрослых: выявляют их личностные черты, бессознательные личностные конфликты, установки, влечения и потребности.

Испытуемому предлагается придумать и изобразить несуществующее в природе животное и дать ему несуществующее имя. Требуемый материал: лист бумаги, простой и цветные карандаши. После того, как испытуемый закончил рисунок, его просят описать его и его образ жизни. Если рассказ о нарисованном персонаже оказался кратким или неполным, ему задают наводящие уточняющие вопросы.

Существует несколько общих тенденций интерпретации рисунков: по виду начертания и смысловому содержанию рисунка можно изучить такие психические сферы как уровень агрессивности в целом, склонность к вербальной агрессии, боязнь агрессии и защитная агрессия, невротическая агрессия, уровень стрессоустойчивости испытуемого (реакция на эмоциональную нагрузку), а также выявить некоторые признаки психических патологий.

Низкий уровень агрессивности Показателем отсутствия тенденций к агрессивности служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке. Повышенная агрессивность Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного — это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Склонность к вербальной агрессии. В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Часто зубы сочетаются с преувеличенным размером рта

Тест «Кактус» М.А. Панфилова.

Методика «Кактус», разработанная М.А. Панфилова в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.

Оборудование необходимое для проведения методики: Лист формата А4; Цветные и простые карандаши средней мягкости. Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того, как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию. В том случае, если кто-то из детей ни разу не видел кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает. Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут. В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании. Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.

Анкета для воспитателей «критерии агрессивности у ребенка», Г.П. Лаврентьева, М.Т. Титаренко.

С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).

Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Анализ полученных результатов

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «ромашка», нюрбинский улус, село антоновка. Выборку составили 12 детей в возрасте 5–6 лет.

Результаты по методике «Несуществующее животное» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Агрессивное поведение дошкольников по методике «Несуществующее животное»

Уровень

Кол-во детей

%

Низкий

4

33,3%

Средний

3

25%

Высокий

4

33,3%

Диаграмма 1

Результаты диагностики по методике «Рисунок несуществующего животного» показали, что у дошкольников «агрессивные» элементы присутствуют не в каждом рисунке (33,3%). Это наличие когтей, рогов, желания животного защитится от внешнего мира, говорит о том, что такие дети боятся агрессии, у них имеется потребность в защите. Можно увидеть на рисунках почти всех детей открытый рот без прорисовки языка и губ, это трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Давайте сравним рисунки (см. приложение 2) детей с низким и высоким уровнем агрессии. На первом рисунок ребёнка 001 6 лет. Рисунок говорит о том, что у ребенка низкий уровень агрессии. Такими показателями являются - отсутствие клыков, зубов, шипов, а также острых предметов.

На втором рисунке рисунок Ребенка 002, 6 лет. По этому рисунку мы можем понять, что поведение ребенка в данный период имеет признаки агрессии, так как его персонаж обладает клыками, ярко красными шипами и можно увидеть, что он атакует птицу своими рогами. Теперь рассмотрим результаты по методике «Кактус».

Таблица 2

Уровень агрессивного поведения детей по методике «Кактус»

Уровень

Кол-во детей

%

Низкий

2

22,2%

Средний

3

33,3%

Высокий

4

44,4%

Диаграмма 2

По результатам исследования было выявлено, что у детей преобладают свойственно проявление агрессивных реакций. По рисунку ребенка 005, 6 лет мы можем понять, что ребенок сильно нажимал на фломастер при раскраске, это свидетельствует о том, что ребенок склонен к импульсивности. Также об агрессивном поведении говорит наличие длинных иголок. Следующий рисунок ребёнка 008, 6 лет. Ребенок использовал яркие цвета, это говорит о хорошем настроении автора.

Представим результаты по методике «критерии агрессивности у ребенка».

Уровень агрессивного поведения детей по методике «Критерии агрессивности у ребенка»

Таблица 3

Уровень

Кол-во детей

%

Низкий

7

58,3%

Средний

2

16,6%

Высокий

4

33,3%

Диаграмма 2

Как видно из таблицы, по критериям анкеты для воспитателей у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень агрессивности (58,3%), были зафиксированы вербальные, невербальные, эмоциональные, а также поведенческие реакции дошкольников в группе. Были отмечены ситуации, когда дети сами не стремятся играть со всеми, несмотря на дружелюбное отношение сверстников. Игровые действия детей зачастую носят миролюбивый характер, дети в большинстве случаев ведут себя дружелюбно и открыто.

Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Вид проекта: Образовательный, краткосрочный.

Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, специалисты детского сада - воспитатели, педагог - психолог.

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

развитие коммуникативных навыков детей старших групп;

 обучение способам конструктивного взаимодействия;

повышение уровня эмпатии;

повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.

Ожидаемые результаты проекта: после проведения комплекса мероприятий системной работы по коррекции агрессивности дошкольников ожидается, что у детей снизится уровень проявления агрессии, разовьются навыки выражения агрессии в социально приемлемой форме и навыки конструктивных способов решения конфликтов, повысится уровень самоконтроля.Дети станут более внимательными к переживаниям, желаниям, проблемам других людей, станут чаще помогать и сочувствовать другим людям, научатся контролировать свое поведение в соответствии с моральными нормами.

Приведем несколько примеров методик, которые можно эффективно использовать для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.

Методика «Наши чувства». Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а также реагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией. Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль. Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.

«Маленькое привидение» (Н.Л. Кряжева) Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме. Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

Методика «Рубка дров». Цель: снижение эмоционального напряжения.

Педагог: «Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Просмотров работы: 35